gostepriimstvo2

Политика гостеприимства

В Калужской области разработали стратегию развития туризма, которая позволит работать комплексно не только над увеличением числа приезжающих отдыхать в наш регион, но и над улучшением вклада объектов туриндустрии в экономику области.

Туризм – дело прибыльное. За счет него живут даже целые страны. Но Калужской области хоть и есть что показать, чем завлечь и удивить путешественников, но туристическая сфера пока не может похвастаться лидерством в деле улучшения экономики региона. По оценкам Росстата, ее доля в валовом региональном продукте составляет около 15,5 млн рублей, то есть всего 2,6%. И это при том, что у нас есть такие узнаваемые и широко известные и среди россиян, и среди зарубежных гостей туристические бренды, как музей истории космонавтики, «Этномир», парк «Никола-Ленивец», Боровск, Таруса, Оптина пустынь.

gostepriimstvo 01

Нет, в эти места по-прежнему не зарастает народная тропа путешествующих. Но не менее интересные Мещовск, Обнинск или Малоярославец, к примеру, остаются на задворках интересов туристов. Сгладить это неравенство, а главное – создать единый узнаваемый туристический бренд Калужской области, и призвана разработанная до 2030 года стратегия развития туризма в регионе. Чтобы, как сейчас при словах «пряник» и «самовар» возникает ассоциация с Тулой, так затем и при упоминании, скажем, освоения космоса или старообрядчества перед мысленным взором вставала богатейшая история Калужского края.

Для этого, конечно, нужны и время, и определенные усилия как со стороны властей, так и со стороны бизнес-структур, работающих в сфере гостеприимства. Именно такие совместные шаги, по сути, и прописаны в стратегии. Ею также определены проекты и сценарии, при соблюдении которых будет расти интерес туристов к нашему региону. А с ним – и налоговые поступления в областную казну.

Но перед этим надо и самим вложиться. Причем не только в строительство гостиниц или ресторанов и кафе. Но и в ремонт дорог, в городскую инфраструктуру, в логистику общественного транспорта и даже в службу ЖКХ начиная с обслуживания общественных территорий при увеличении числа людей за счет туристов и заканчивая ремонтом зданий в исторических центрах городов. Такие совместные мастер-планы в деятельности различных ведомств и структур тоже прописаны в стратегии.

Причем именно совместные, так как без общих усилий развитие туризма в регионе далеко не продвинешь. К примеру, взять тот же Боровск. Он единственный в нашей области имеет статус исторического поселения федерального значения и ежегодно привлекает немало путешественников. Но и в нем необходимо сделать немало: например, усовершенствовать, а кое-где и начать работу по благоустройству прогулочно-пешеходной и велосипедной сети, особенно вдоль видовых точек и объектов. Отреставрировать старинные дома, развить сеть заведений общепита, а следом, уж простите, подумать над количеством уличных туалетов.

Туристов, посещающих Боровск, можно было бы заинтересовать и соседними Обнинском и Малоярославцем, что менее избалованы вниманием путешественников. Но для этого важно оптимизировать транспортное сообщение между городами, улучшить качество межпоселковых дорог, чтобы подтолкнуть к продолжению путешествия тех, кто приезжает в Калужскую область на собственных авто. То же касается Тарусы и Жукова.

gostepriimstvo1

А вот до Козельска дорога хорошая. Но «для развития туризма в городе требуется благоустройство ландшафтного парка на видовой точке на подъезде к комплексу «Оптина пустынь» и развитие видовой площадки долины реки Жиздры, находящейся рядом. Возможно благоустройство подъездных дорог и территории Чертова городища, что позволит соединить данные территории в один сценарий пребывания в Козельске с кольцевым маршрутом»,  говорится в стратегии.

Туристы могли бы из Козельского района заглянуть потом в Сухиничи и Перемышль. Но для поддержания такого интереса в обоих райцентрах сначала надо отреставрировать объекты культурного наследия. И силами одних ТИЦов здесь, естественно, не обойтись.

Зато туроператоры могли бы помочь «южным» районам нашего региона (Людиновскому, Кировскому, Барятинскому, Думиничскому и др.) заявить о себе. Здесь можно делать ставку на гостей из соседних Брянской, Орловской, Тульской областей, предлагая им варианты промышленного туризма и популяризируя народные промыслы, а также экологический туризм.

Впрочем, с красотами природы связаны планы увеличения турпотока по всей области. И за счет тех, кто любит и хочет отдыхать в палатках, и за счет речных маршрутов и инфраструктуры для байдарочников, а также создания сети классифицированных пляжей в наиболее популярных туристических местах. Под последнее, к слову, Калужская область уже получила грант от Ростуризма в размере 60,4 млн рублей. Как сообщили в правительстве региона, деньги будут освоены теми, кто представит лучшие проекты и предпринимательские инициативы по созданию пляжей на берегах водоемов и развитию рядом с ними туристских маршрутов.

Если все прописанное в региональной стратегии развития туризма будет воплощено, то число гостей в Калужской области к 2030 году может перевалить за пять миллионов (против 2,7 млн в 2021-м). А прогнозируемые показатели на 2035-й и вовсе обескураживают – вплотную приблизиться к девяти миллионам!

И все эти потенциальные туристы будут оставлять у нас свои деньги и стимулировать калужский бизнес к созданию новых рабочих мест и даже целых производств. К примеру, по выпуску спортивного оборудования и инвентаря или изготовлению автодомов и комплектующих для них.

Главное, чтобы эта стратегия не осталась лишь документом, а превратилась именно в общую политику проявляемого регионом гостеприимства, в которой надо уметь и удовлетворять желания, и предугадывать их.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.