00161.00 05 30 20.still002

Двенадцать петель Алексея Иванова

«Петля Нестерова» — одна из самых сложных фигур высшего пилотажа, во время исполнения которой человек испытывает нагрузку до 6 G. Тем труднее преодолеть планку, которой достигли другие пилоты, и установить рекорд.

Первого октября 2022 года руководитель проекта «Русские авиационные гонки», мастер спорта России по высшему пилотажу Алексей Иванов смог установить российский рекорд по многократному выполнению этой фигуры. Об этом спортсмене известно, что он выступает в авиационных гонках в классах «Самолеты с поршневым двигателем» и «Самолеты с реактивным двигателем». Рекорд он установил, сделав на чешском самолете L-29 двенадцать петель. Это произошло на аэродроме под калужским Воротынском, куда наши корреспонденты приехали, чтобы увидеть происходящее воочию и поговорить с пилотом.

00161.00 17 16 03.still003

— Мы задумали этот рекорд в середине лета этого года. Но плотно начали готовиться к нему недели за три до исполнения.

— Есть ли какие-то возрастные ограничения, чтобы исполнять фигуры высшего пилотажа?

— В этом виде спорта нет ограничений по возрасту. На моей памяти есть люди, которые пилотируют самолеты в 80 лет. Главное – пройти медкомиссию, которая проводится каждые два года.

Так как я летчик-спортсмен, мастер спорта России, то и на фигуры высшего пилотажа смотрю со стороны спорта. Показав рекорд, мы хотим положить начало в ВВС России спортивному направлению, как это было в Советском Союзе.

До 1991 года существовали «спортивные роты», и военные летчики летали на высший пилотаж на реактивных самолетах, соревновались между собой, тем совершенствуя технику управления самолетом, «понимания» его на разных режимах. За это же они получали звание мастера спорта СССР.

Сейчас мы хотим опять вернуться к этой практике и возродить в военно-воздушных силах эту историю.

— Что нужно делать за сутки перед попыткой установить рекорд?

00161.00 04 12 32.still001

— Хорошо выспаться и поесть. Это два основных аспекта подготовки. Я был уверен, что все получится. Прогнозы погоды на вторую половину дня давались оптимальные. В первой половине она была не очень хорошей, поэтому мы решили сделать все по плану.

До того как выполнить 12 петель, я пробовал разные скорости, режимы, выбирал наиболее подходящие, чтобы наметить тактику пилотирования при большом количестве петель. Где-то задержать, где-то, наоборот, подтянуть ручку, чтобы уменьшить потерю высоты, достигнуть максимального приближенного значения по скоростям, чтобы не превысить перегрузку.

Рекорд получился, три камеры, стоявшие на борту, его зафиксировали.

Если говорить о том, чем нужно обладать, чтобы установить его, отвечу одним словом: желание. Если оно есть, найдутся и время, и финансовые возможности. Надо начать и потихоньку делать. Все зарождается с мечты, желания, какого-то плана. Это во всем так, и в авиации тоже.

Фото Анастасии КАЛУГИНОЙ.