Гамлет, Онегин, Бороздин... (2)

Гамлет, Онегин, Бороздин…

С этими героями шедевров мировой литературы предстоит увидеться зрителям в предстоящем сезоне Калужской драмы. О будущих открытиях рассказал нам главный режиссер театра Роберт МАНУКЯН.

— Про Гамлета много вопросов. Он переживает недостойное поведение матери. Оно его поразило и в конечном счете убило. Говорят, в жизни женщины есть два пути: самоотверженное материнство или приятное свинство.

И Гамлет сломался не на смерти отца, а на матери, каждый взгляд на нее – нож в сердце… Ведь женщина – это не просто мать, это идеал, то, ради чего стоит жить… И с Офелией, как мне кажется, у Гамлета не получилось именно потому, что мать обманула его веру.

— Здесь все зависит от решения образа Гертруды. Я видел много вариантов. Я ее оправдываю. Ее играют Надежда Ефременко и Ольга Петрова. В «Гамлете» нет положительных персонажей, они все отрицательные, кроме Горацио.

— А Гамлет почему отрицательный? Он что, не имел права заколоть шпиона за ковром? Он-то думал, что там не Полоний!

— Зло порождает зло, месть порождает месть. По моей версии, Гертруда идет на брак с Клавдием по расчету. Она боится за жизнь сына, хочет спасти его. Она боится, что Клавдий захочет убрать его с дороги своего собственного будущего наследника, сына от Гертруды.

Во-вторых, в начале пьесы никто не знает, что Клавдий убил своего брата, короля. Они жили без конфликтов, и никто не подумает на него. Говоря современным языком, он был при старшем брате, короле, министром обороны.

Для меня очень важен Гамлет-старший, он будет появляться не только в сцене с Гамлетом-младшим, но и в других эпизодах постановки. Образ спектакля виден в первый миг, уже в самой сценографии, он заложен во фразе «прогнило что-то в Датском королевстве». Спектакль острый, в нем есть темы борьбы за власть, мести, предательства. Человек, который совершил убийство, даже не умышленное, обречен.

 — В Гамлете столько всего, это энциклопедия человеческих мук.

— Да, и решение зависит от угла зрения режиссера. Человек, который не читал пьесу, не должен, сидя в зале, разгадывать ребус, сюжет будет развиваться четко. У каждого же читавшего «Гамлета» в голове свой принц Датский, и для него нужно создать манок, чтобы он не отверг с порога нашего Гамлета.

— В фойе не будут петь «Не пей вина, Гертруда, пьянство не красит дам» Гребенщикова?

— Нет. В спектакле будет оригинальная музыка, специально написанная для нашей постановки московско-питерским композитором Игорем Щербаковым. Он приезжал в Калугу на читки, разборы, ведь композитор должен точно понимать, о чем именно этот спектакль.

Я мечтал поставить его давно. Редко пишу песни, но в 1996 году написал песню «Гамлет».

— !!!

— В спектакль она, конечно, не войдет. Вот, репетирую в футболке с портретом Шекспира…

– Что еще ждет театралов в новом сезоне?

— Запущены в производство еще три спектакля: «Евгений Онегин» в постановке Константина Тришина, «Вечно живые» московского режиссера Марии Федосовой, «Королевство кривых зеркал». Продлится сотрудничество с ГИТИСом, дипломники будут представлять свои спектакли на калужской сцене.

…Режиссер нарисовал удивительные перспективы для роста души и духа зрителей. Впереди – сезон ярких впечатлений. Готовьте кошельки, наряды и ладони для оваций!

Фото автора.