Переломы, разрывы связок или врожденные особенности опорно-двигательного аппарата — все это может привести к утрате возможности нормально ходить. Однако калужские хирурги научились с этим бороться. В том и числе и уникальными, не требующими обширных вмешательств методами.

В отделении малоинвазивной хирургии Калужской областной больницы, как и во многих других, с самого утра начинается активная жизнь. Операционная готова! Осмотреть пациентов, собрать коллег, согласовать еще раз план вмешательства и множество других мелких, но не менее важных дел. А за день любой хирург не один раз встает за операционный стол. Особенно в этом отделении, где пациентам возвращают возможность ходить без боли, зажимов, перекосов и прочих помех.

img 3493
img 3493

Вот и дождливым осенним днем своей очереди на плановое оперативное вмешательство ждут сразу двое. Тридцатидевятилетний Виктор неудачно подвернул ногу. История, обычная для миллиардов людей, — вроде ничего страшного, и даже не болело особо. Но колено начало щелкать при сгибании. Чем дальше, тем сильнее. А затем и вовсе не смог в какой-то момент разогнуть сустав. Магнитно-резонансная томография выявила разрыв мениска. Без операции обойтись не представлялось возможным.

«Врачи обещали, что за двадцать минут покончат с причиной моих мучений. Сегодня прооперируют, а послезавтра пойду домой», — смеется мужчина.

И действительно, для него хирурги выбрали метод артроскопии. Это лечебно-диагностическая операция, которая может длиться от 10 минут до восьми часов. В целом артроскопические операции, по словам врачей, — явление достаточно обыденное. Этот метод позволяет рано вернуть пациенту активность и избежать больших разрезов.

«Если мы делаем маленький разрез, это не значит, что операция такая же. Порой через небольшой доступ производится масштабное вмешательство», — поясняет травматолог-ортопед, заведующий отделением  Антон Сахаров. При этом целью вмешательства у специалистов является снижение вероятности последующих операций. То есть пациент перенес оперативную процедуру и забывает об этом без ухудшения качества жизни.

Параллельно к операции готовили пациентку, которая перешагнула седьмой десяток лет в своей жизни. По словам врача, еще с детства можно было предположить, что с возрастом ей придется менять тазобедренный сустав. Удивительно, что восстановление после установки импланта должно занять от шести до двенадцати недель.

«Все, конечно, зависит от возраста и пациента, но мы рекомендуем начинать вставать и двигаться уже на следующий день после вмешательства», — подчеркивает специалист.

При соблюдении рекомендаций пациент имеет все шансы забыть о том, что его беспокоили суставы.

Но вот приготовления закончены, и все собираются в операционной. Пациенту вводят анестезию, и у врачей начинается самая сложная часть работы. Казалось бы, рядовая операция проводится с применением самых передовых методов. Через пару проколов в колене внутрь сустава накачивается специальная жидкость. А затем туда же заводится микроскопическая оптическая система, изображение с которой передается на монитор в операционной. Она и есть «глаза хирурга». Он находит место разрыва мениска, осматривает остальные части сустава, чтобы исключить другие возможные повреждения. К счастью пациента, дело обошлось удалением небольшого отломка. Спустя пару дней постоперационного наблюдения Виктор уйдет на своих ногах.

Вторая операция занимает гораздо больше времени. Однако и эта женщина покинет областную больницу, передвигаясь самостоятельно. Имплант позволит тазобедренному суставу работать так, как задумано природой.

Подбираются искусственные суставы индивидуально для каждого человека. Этот процесс проговаривается с пациентом, но в конечном итоге основным фактором при выборе протеза становится мнение хирурга.

img 3574
img 3574

Ортопеды отмечают, что откладывать проблемы, если беспокоят суставы, в долгий ящик не стоит. Множество заболеваний «молодеют» день ото дня. К примеру, увеличилось количество пациентов с асептическим некрозом кости. И их средний возраст снижается до 27 — 30 лет.

Фото Андрея ХОРОШАВИНА.