Перемены из прошлого

Начавшийся 2022/2023 учебный год в школах во многом станет действительно новым в плане образовательного и воспитательного процесса.

При этом часть изменений у тех, кто застал времена пионерии, невольно ассоциируется с советской эпохой. Словно последователи школьных реформаторов образца начала нулевых проделали работу над ошибками, допущенными их предшественниками в пылу тогдашнего азарта переделки и перестройки.

Нет, об отмене ЕГЭ речи не идет. Суть нынешних перемен в большей степени лежит в плоскости воспитания, хотя и в учебно-образовательном деле изменений немало.

К примеру, второй иностранный язык, введенный пару — тройку лет назад как обязательный, теперь исключен из числа таких школьных предметов. Его будут преподавать факультативно для желающих. Хорошо?.. По мне – да. Если у ребенка есть склонности к инязу, он и без обязаловки освоит какой-нибудь китайский или французский, зато остальные вздохнут с облегчением.

Вместе с тем пять предметов – математику, информатику, биологию, физику и химию – школьники станут изучать углубленно. Выбор именно этих дисциплин объясняют потребностью страны в таких специалистах, что можно считать школьным ответом на злобу дня.

Как и изучение с первого и до 9-го класса финансовой грамотности в рамках преподавания таких предметов, как математика, окружающий мир, обществознание и почему-то география.

– Одно из главных в обновленных Федеральных государственных стандартах образования, которые начнут действовать с этого года для 1 – 5-х классов, – четкая направленность на функциональную грамотность. Когда, скажем, условия задачи по математике сформулированы так, чтобы научить ребенка не только считать, но и социализировать его, подготовить к взрослой жизни, – объяснял на областном родительском собрании представитель Калужского государственного института развития образования Иван Вялых.

В качестве примера он привел задание, по которому надо высчитать, сколько обоев следует купить для оклейки комнаты с такой-то площадью и высотой стен. Дескать, всегда пригодится. Безусловно, уроки финансовой грамотности тоже из этого разряда. Чтобы со школьной скамьи прививать навыки безопасного поведения при совершении финансовых операций. В нынешние времена расцвета дистанционного мошенничества очень даже полезные знания.

Но если те или иные перемены в учебных программах затрагивают школьников каких-то определенных возрастов, то нововведения в том, что относится к школьному воспитанию, коснутся всех учащихся поголовно. И изменения эти более выпуклые, заметные. Взять хоть поднятие флага и исполнение гимна России на общей линейке в начале каждой недели. Эта традиция теперь вводится абсолютно во всех школах страны.

– Администрация образовательного учреждения уже должна была продумать нюансы проведения этого ритуала в своих школах, – рассказал представителям родительских комитетов на упомянутом собрании заместитель министра образования и науки Калужской области Денис Зубов. – Никаких единых требований для этого нет. Где-то, возможно, будут сформированы группы знаменосцев из ребят, отличившихся в учебе и внеклассной жизни, где-то придумают что-то иное.

Думается, тем, кто старше 45, упоминание про группу знаменосцев, как и мне, сразу напомнило общешкольные линейки, белые рубашки, красные пилотки и вскинутые над головами руки в пионерском салюте.

Мысленный отсыл в прошлое случится у взрослых и при рассказе еще об одном нововведении. С этого учебного года в школах начнутся внеклассные занятия «Разговоры о важном». Как звучит в официозе, проект направлен на освещение социально-экономических вопросов развития страны, ее истории, науки, культурного наследия. Ничего не напоминает?.. Лично у меня – ассоциация с пятиминутками политинформации, которые проводились в мое время перед уроками. Хотя диапазон тем для нынешних школьников значительно шире.

– Первый «Разговор о важном» состоится 5 сентября, – пояснил родителям калужских школьников перед Днем знаний Денис Зубов. – А 19 сентября, к примеру, темой для патриотического внеклассного часа станет жизнь и деятельность одного из самых известных жителей Калуги – Циолковского.

Предметом обсуждения при «Разговорах о важном» будут не чьи-то хотелки или отсебятина. Темы едины для всех школ РФ: День отца, День пожилого человека, символы России… Это как раньше с пионерами-героями, имена которых знали все школьники страны, хоть в Москве, хоть за Полярным кругом. Нас, тогдашних сверстников, это сплачивало. Редкое по современным временам ощущение.

Еще одну параллель с новым как с хорошо забытым старым провел сам замглавы Калужского минобра, когда рассказывал о должности советника по воспитательной работе, что теперь появилась в школах.

– Его деятельность будет сродни той, что проводили когда-то старшие пионервожатые, – отметил Денис Зубов. – Советник будет организовывать досуг детей и отвечать за взаимодействие школ с детскими общественными объединениями, такими, например, как недавно созданная «Большая перемена».

Напоследок хочется упомянуть еще об одном изменении в школьной жизни – продленке. Она опять же станет больше походить на старую, советскую. В группах продленного дня теперь будут помогать делать домашнее задание, заниматься с детьми активностями, а не просто «присматривать». Кратко о сути вводимого апгрейда продленки лучше слов с плаката эпохи СССР и не скажешь: «Учеба и отдых, игры и труд – все для детей предусмотрено тут…»

Аналогии со школой, какой она была во времена детства моего и более старшего поколения, кого-то могут огорчать, кого-то радовать. Но, думается, в части возрождения патриотического воспитания обновления школьной программы нужны были давно.

Единственно, остается открытым один, но, пожалуй, главный вопрос. Где взять таких учителей, что остаются в нашей памяти на всю жизнь?.. Тех, кто работает не за зарплату, а по призванию?.. Ведь без них все эти перемены – пшик, а школа – лишь административное здание.

Фото из аккаунта Оксаны Домме в ВК.