Нежная бронза Чёрствого

Уникальный взгляд на библейские притчи представил в Калужском музее изобразительных искусств скульптор Борис Черствый (1950 — 2020). Его «Апология». Ветхого и Нового Заветов в бронзе лаконична и выразительна.

Борис Черствый родился в Москве в семье дипломата и детство провел в Афинах, в Греции. Он вспоминал: «Мой отец был поклонником греческой культуры, знал древнегреческий и греческий и работал атташе в посольстве в Афинах, и мы там жили. Он брал нас во все поездки, я видел развалины древних храмов, скульптуры. Это были очень сильные впечатления, и потом, вернувшись, я стал рисовать то, что видел».

Борис Черствый окончил Художественную школу при Академии художеств СССР, потом Московское высшее художественно-промышленное училище по отделению архитектурно-декоративной пластики. С 1986 года скульптор — член Союза художников СССР.

Заслуженный художник Российской Федерации, он был награжден серебряной медалью Российской академии художеств, орденом «Во имя жизни на Земле» Общественного благотворительного общественного движения «Добрые люди мира», медалью «Шувалов» Российской академии художеств.

Черствый — автор монументальных произведений, установленных в Одессе, Тернополе, Самаре, Нефтекамске. Его работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, частных коллекциях России, США, Голландии, Бельгии, Франции, Чехии, Великобритании, Италии.

«Ориентиры на архаику, на древнее искусство у меня были заложены с детства. Древние люди были ближе к природе и мир воспринимали напрямую, без посредника. Мне хотелось научиться тому же», — писал автор.

Основа стиля Черствого  – минимализм. Его библейские сюжеты по экстремальной выразительности и одновременно благородной сдержанности близки художественному языку Дюрера.

«В институте я изучал наскальную живопись и был поражен, насколько этот минимализм совершенен. Вот рисует древний антилопу, всего одна линия, а ведь все понимаешь — и пол животного, и его настроение. Мне близок минималистический подход», — признается художник.

Скульптура — очень трудоемкий вид искусства, он требует много времени: иногда от момента создания эскиза до конечного результата проходит год или больше. Кроме того, металл, который при советской власти художники получали бесплатно, теперь немыслимо дорог. Поэтому последние работы Черствого минимальны по массе.

«Меня интересовал момент, как убрать агрессию из скульптуры, как сделать ее почти невидимой», — задался целью автор. И он ее достиг – его скульптуры не бряцают металлом, не «медь звенящая». Они шепчут. Вот блудный сын уткнулся в колени отца, вот Богородица баюкает Младенца – тихо, как дыхание. Интимность композиций сродни исихии, учению о безмолвии в иноческой практике.

Оригинальность почерка Бориса Черствого состоит в минимальном вторжении в материал. Сначала он на восковой форме продавливал обратную проекцию будущего произведения, потом заливал бронзой и деликатно обрабатывал. Ювелирная работа  передала живописную игру света и тени, а ласковые изгибы точно рисуют сюжет.

Отсутствие «затертости», «захватанности» дает ощущения нерукотворности работы. Будто они сами выросли, как некая часть рельефа. Маски апостолов тоже выполнены в аскетичной манере, они напоминают суровых готических «рыцарей бедных».

Придите до 25 сентября восхититься редкостным художественным достоинством работ.

Фото автора.