«Шутки» вне закона

Жители Калужской области практически перестали «закладывать мины» по телефону, а правоохранительные органы региона все реже возбуждают уголовные дела по статье за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

А еще лет семь — восемь назад горе-шутников среди калужан было немало. Нередко шалили подростки, желавшие таким способом отложить контрольную, или насолить родной школе, или конкретному учителю. Сейчас, говорят в УМВД Калужской области, детский телефонный терроризм (именно так сурово квалифицируются звонки несовершеннолетних о якобы существующих угрозах для учреждений и людей) сошел на нет.

Сыграли свою роль в этом и регулярные профилактические мероприятия в образовательных учреждениях, которые проводят представители всех силовых структур региона, и техническая «продвинутость» современных подростков.

Мальчишки и девчонки прекрасно понимают: вычислить звонившего теперь можно на раз, а рассказы людей в погонах, которые проводят беседы со школьниками о возможных последствиях таких звонков, видимо, надолго остаются в памяти. Подобные встречи обязательно проходят в сентябре в преддверии Дня солидарности в борьбе с терроризмом, а также на протяжении всего учебного года. Организуют беседы по противодействию идеологии терроризма в том числе и лекторы общества «Знание».

И если юные калужане перестали «шутить» о взрывных устройствах, то взрослые нет-нет да и совершают звонки о ложных угрозах. Правда, таких случаев в регионе теперь тоже мало – не больше пяти за год, а то и меньше.

Например, в этом году последний раз, судя по официально опубликованным на сайте регионального УМВД данным, подобный инцидент произошел в мае. Тридцатишестилетний житель Калуги сообщил о возможной угрозе работникам и посетителям торгового центра. Ранее, в феврале, уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 207 Уголовного кодекса РФ, было возбуждено в отношении 65-летнего калужанина. Он сообщил ложную информацию о возможной угрозе жителям одного из микрорайонов областного центра.

«Но это все-таки единичные случаи. При расследовании правонарушений выясняется, что, как правило, звонившие граждане оказывались в состоянии алкогольного опьянения или у них произошел конфликт в торговом центре, и звонок «о минировании» был своеобразной местью», – пояснили в пресс-службе областного УМВД.

Между тем правоохранительные органы и специальные службы вынуждены незамедлительно реагировать на все звонки, поступающие на пульт дежурного, даже если они слышат в трубке детский или пьяный голос и понимают, что сообщение заведомо ложное.

На место предполагаемого теракта выезжают полиция, спасатели, кинологи, пожарные, следователи и другие специалисты. Мероприятия по проверке отнимают много времени и материальных средств, а каждая такая операция обходится государству в крупную сумму. И она потом ложится на плечи телефонных «шутников». Это помимо возможного лишения свободы, которое предусмотрено санкциями 207-й статьи УК РФ.

Если же вспомнить о целой волне ложных сообщений о минировании различных учреждений, которая прокатилась по стране в этом году, затронув и Калужскую область, то эти преступления совершались иным способом – через интернет. И цель у них была другая.

Расследованием занималось ФСБ России. Как официально сообщало ведомство еще в феврале, были задержаны члены «сваттинговых» интернет-групп, которые рассылали оповещения о минировании по электронной почте с анонимных адресов. По мнению Федеральной службы безопасности, подозреваемые сообщали о заминировании, чтобы вымогать деньги и расшатать обстановку в стране. Против участников группы завели дела по ч. 2 и 3 ст. 207 УК РФ («Заведомо ложное сообщение об акте терроризма, совершенное в отношении объектов социальной инфраструктуры; то же деяние, совершенное в целях дестабилизации деятельности органов власти»). Ее санкции предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет.

Фото Алёны ЕЗИНОЙ.