Снежана и гений

Гением называл себя второстепенный поэт эпохи Александра Блока Игорь Северянин. Наш земляк, восьмидесятилетний Валентин Алексанов, представил на своей юбилейной экспозиции в Выставочном зале Союза художников России картины, где многие автопортреты подписаны: «Гений».

Это еще что, пять лет назад юбилейная выставка Валентина Григорьевича называлась «Гений Валентин. Шедевры живописи и скульптуры». Фоны многих работ адресуют нас к иконописи, желтый цвет заменяет золотой фон икон, олицетворяющий истинное небо, лучи Божьей любви. На одном из таких изображений автор показал себя с саксофоном в руках между Христом и Богородицей.

Художник говорил, что он — мультиинструменталист и хотел бы родиться в царское время. На открытии выставки он сыграл на саксофоне. В любое время мастера по «интерьеру и оборудованию» были весьма востребованы, а ведь именно такую специальность получил в Строгановском училище уроженец Сухиничей.

Кроме основной профессии, Валентин Григорьевич увлеченно занимался живописью, с 1971 года участвовал в городских, областных и международных выставках и в 1998-м был принят в Союз художников. На пике интереса к новой, «демократической», России, в 1999 — 2000 годах, состоялись персональные выставки в Париже, Дели, Бомбее, Никосии, Праге.

Художник два года принимал участие в восстановлении иконописи, росписи, золочения, мозаики церкви святых апостолов Петра и Павла в Калуге. Автор — постоянный участник пленэров в средней полосе России, Крыму. Как турист он побывал в Париже, Монпелье, Иерусалиме, Праге, Монголии, Мексике и Индии, что ярко отразилось в темах его работ.

Вот пражский мост с тающими отражениями в мокрой мостовой туристов, уличных музыкантов, скульптур монархов. Пейзажи Кипра живописуют место выхода Венеры из пены морской, художник показал нам «Три камня», на которых богиня впервые сушила свои золотые волосы.

Но самый трогательный образ выставки – «Ангел». Множество портретов угловатой девочки-подростка изображают не внучку, не правнучку художника, а добрую соседку Снежану. Она предложила мастеру готовить для него обед. А сострадание к немощным – самая высокая добродетель.

Пейзаж острова Пафос обнимает и остатки языческого храма, и построенную из его мрамора христианскую церковь. Похожие на монотипии морские пейзажи, романтическая парусная «Регата», золотистые берега полуденных земель соседствуют с местными мотивами.

Скульптурные фантазии автора — аллегории славы, его жалоба на недовостребованность, «гнобление». Хотя любому современному автору его востребованность, гарантированная еще советским строем, показалась бы фееричной.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото автора.