Волшебники на белом вертолёте

Сотню вылетов к середине лета совершил вертолет санавиации в Калужской области. Аэромобильные бригады медиков без устали доставляют на винтокрылой машине жертв аварий, тяжелобольных или переживающих острое ухудшение здоровья пациентов. Третий год в регионе работает программа перевозки больных небом и постоянно наращивает обороты.

«Легкий многоцелевой вертолет российского производства» — так о нем чаще всего пишут в СМИ. Действительно не очень большая на вид стальная птица давно привычна жителям микрорайона Анненки. Здесь, на площадке перед областной больницей, посадку изящного летательного аппарата с красным крестом на борту можно наблюдать регулярно.

На трассе же посадка вертолета —  явление довольно редкое. И тем не менее, за последний месяц водители на дорогах Калужской области уже не раз были вынуждены останавливаться и уступать проезжую часть винтокрылой машине. И это не так просто, как выглядит со стороны.

Сажать вертолет на дорогу абы где и абы как нереально. Полгода ушло у старшего фельдшера регионального центра скорой помощи Николая Зарвы на подготовительную работу. По своей личной инициативе он связался с Росавтодором и совместно с его сотрудниками осмотрел федеральную трассу М-3. Там наметили возможные точки посадки, подходящие для вертолета. Кроме того, медики договорились и с сотрудниками полиции. Дорожные инспекторы при необходимости перекрывают движение на трассе и обеспечивают безопасную посадку летательного аппарата. Практика забирать пострадавших в авариях пока коснулась только северной части региона. В южном направлении полеты временно ограничены. В связи со специальной военной операцией передвижение над частью области для винтокрылой машины оказалось закрыто.

«Мы расстроились из-за того, что нам перекрыли полнеба, но все понимаем. Люди работают, мы должны это понимать», — отмечает Николай Зарва. У пилотов же есть и другие ограничения в небе, но в целом полеты над регионом с несложным рельефом считаются тихими и спокойными. «Отличные условия для проживания и работы. Бывало и посложнее», — делится впечатлениями авиатор.

Кстати, сама машина в области работает бессменно уже третий год. Несколько бригад медиков тоже привыкли к вертолету и постоянно совершенствуются в своей работе, чтобы помогать как можно большему количеству пациентов. Остаются у них, конечно, и обычные проблемы, которые мешают работать, — погода и темное время суток. И если с первой не поборешься, то вторую победить можно. Доставлять пациентов ночью вертолет не может из-за отсутствия технически оборудованных площадок для посадки. Вся проблема упирается в основном в освещение этих самых мест. В центре медицины катастроф есть даже специальный световой мобильный комплекс на случай ночной посадки вертолета.

Но их должно быть множество и сразу на местах, куда летят авиамедики. А везти из областного центра мобильный комплекс в условную Тарусу, пока летит вертолет, бессмысленно, так как машине с оборудованием не угнаться за ним. Тем не менее в светлое время суток винтокрылой машине порой приходится совершать рейсы практически беспрерывно. И количество больных, доставленных в областную больницу небом, растет буквально по месяцам.

«Сейчас у нас «Ансаты» работают в 15 регионах. В Калужской области, как и во многих других, растет налет, и необходимость медицинских вертолетов становится все более очевидной. Руководство области где-то нам идет навстречу, где-то мы ему, и сотрудничество это планируем продолжать», — отметил представитель холдинга «Русские вертолетные системы» Юрий Казачков.

Пока совместными усилиями план по ежегодной эвакуации не менее 90 пациентов при помощи вертолета в Калужской области перевыполняется.

Анна БАЛАШОВА.

Фото Андрея ХОРОШАВИНА.