Путешественники во времени

Восемь лет в Калуге работает клуб исторической реконструкции «Дружина «Рысь». Его создали в 2014-м несколько единомышленников, увлеченных эпохой рыцарства.

Но сегодня «Дружина» разрослась и участниками, и охватом времени, к особенностям которого помогают прикоснуться члены клуба на своих интерактивах, мастер-классах и фестивалях. Руководит «Дружиной «Рысь» Александр Пугачев. Его мы и расспросили о тонкостях необычного хобби, позволяющего немного попутешествовать во времени.

— Почему именно Средневековье, а не, скажем, Великая Отечественная война?

— В тематике Второй мировой, как мне кажется, практически нет места творческому началу, нет соревновательного момента, поэтому она лично мне быстро надоела, хотя я и был какое-то время в рядах участников клубов по реконструкции сражений Великой Отечественной. В 2014 году было решено создать в Калуге клуб исторической реконструкции, который занимался бы Средневековьем, для совместных тренировок и выездов на мероприятия. И, видимо, мы этим заполнили ту нишу, в которой была потребность. Довольно быстро число участников клуба увеличилось в разы.

Изначально основным направлением была выбрана эпоха викингов или период становления Древнерусского государства, т.е. X – XI вв., но затем факультативно подключили XVII век, еще чуть позже, в 2017-м, – Русь и Орду XIII – XIV веков.

Практически сразу после создания клуба мы начали проводить мероприятия, чтобы приобщать людей к истории. Кто-то просто посмотрит, попробует что-то на мастер-классе, задаст интересующий вопрос – уже хорошо. А кто-то и «зацепится», придет в клуб, начнет сам заниматься.

В небольшое мероприятие городского формата, конечно, невозможно вместить всю средневековую атмосферу. Однако можно немного прикоснуться, посмотреть, как выглядели костюм, доспехи, снаряжение наших предков. Учебники истории дают весьма скромное представление об этих вещах, плохо визуализированы. А фильмы или сериалы, посвященные Средневековью, – это в большей степени фэнтези, где костюмы и сюжеты далеки от реальности.

Помимо просветительской деятельности, наши ребята регулярно участвуют в различных соревнованиях и турнирах по фехтованию, стрельбе из лука и других, где занимают призовые места как в личных, так и в командных первенствах.

— Много ли среди вас людей с историческим образованием? И необходимо ли оно любителям реконструкций?

— Сейчас численность участников нашего клуба – более 40 человек. Люди самые разные: от школьников и студентов до слесарей и инженеров и даже бизнесменов.

Чтобы заниматься реконструкцией на высоком уровне, необязательно быть историком. Достаточно уметь пользоваться поисковиком в интернете и быть в меру общительным. Найти нужную информацию не так уж сложно. В Сети полно статей, книг, изображений. К тому же реконструкторское сообщество открыто, и никто не откажет в помощи товарищу. Да и профессиональные историки, археологи не чужды нашему увлечению и всегда готовы проконсультировать.

— Наблюдая за участниками клуба на разных мероприятиях, думается, у многих возникает вопрос: как создаются костюмы? Надо ли человеку, имеющему такое хобби, быть швецом, чтобы сшить рубаху из холстины, или кузнецом, чтобы сделать себе кольчугу или доспехи средневекового рыцаря?

— Фестиваль и бугурт (массовое сражение) пусть и самая зрелищная часть для зрителя, но это лишь верхушка айсберга. Сама реконструкция, особенно это касается Средневековья, – это в первую очередь создание костюма, комплекса доспеха, вооружения и каких-то бытовых принадлежностей. Естественно, сейчас все эти предметы можно купить, есть множество мастерских, изготавливающих самые разные вещи для самых разных исторических периодов.

Но, во-первых, это весьма недешево, во-вторых, это же неинтересно. Гораздо увлекательнее сделать вещи самому. Конечно, изготовление многих предметов требует достаточно высокого технологического оснащения мастерской и огромного опыта. Например, чтобы выковать рыцарский доспех, нужно оборудовать ее, наверное, на миллион рублей и испортить несколько образцов. Но большинство предметов, особенно для реконструкции раннего Средневековья, можно сделать «на коленке», не имея какого-то особого опыта и специального инструмента. Сшить костюм может каждый, сколотить щит – не проблема. А вот для изготовления обуви уже нужен некоторый опыт.

Однако шлем и меч все же лучше заказать у мастера. И хотя если раньше мы почти все железо покупали, то сейчас у нас есть свои мастера, которые делают и ножи, и шлемы, и элементы доспехов. То есть развиваемся.

— Вы заговорили об оружии. Насколько точно оно у вас соответствует историческому по виду, весу и прочим параметрам? И важно ли реконструктору правильно владеть мечом?

— С макетами (а это именно макеты, а не боевое оружие) в реконструкции Средневековья дела обстоят гораздо лучше, чем с той же одеждой, например. Дело в том, что металла сохранилось гораздо больше, и мы знаем доподлинно форму, габариты и прочие подробности о мечах, копьях, топорах и т.д.

Воссоздаются они в разной степени: одни повторяют только внешний вид, другие – полная копия артефакта, начиная с технологического процесса изготовления (ручная ковка) и заканчивая различным украшением (всечка цветными и драгоценными металлами и т.д.).

Но в общем и целом все макеты должны соответствовать своим прототипам, за исключением заточки. Она на нашем оружии отсутствует, что немного добавляет веса изделию, но иначе невозможно.

Ради безопасности необходимо корректировать и процесс владения мечами, копьями и прочим. Например, все участники реконструкции обязаны иметь стальные шлемы. Хотя в реальности тех времен, судя по всему, они были достаточно дорогой вещью и позволить себе их могли только весьма знатные люди.

Это же касается и правильности владения мечом. Историчная техника боя направлена на поражение противника любым путем, любым оружием, в любую часть тела, не прикрытую доспехом. Но если бы мы реконструировали такую «правильную» войну, то реконструкторы бы скоро закончились. Поэтому боевое взаимодействие наполнено условностями: ограничены зоны поражения (например, нельзя бить в лицо, шею, пах, кисти рук, стопы), техника (запрещены уколы мечом, зацепы конечностей топором), и, как я уже говорил, оружие гуманизировано (лезвия не заточены, острые кромки и грани скруглены, наконечники стрел сделаны из специального мягкого материала и т.д.). Но зрелищности боев это не умаляет.

— Есть ли место женщинам в клубах исторической реконструкции, подобных «Дружине «Рысь»? В чем женская специфика такого увлечения?

— Место женщинам есть везде. Конечно, на поле боя мы их не пускаем, их у нас и так мало, надо беречь. Но реконструкция – это не только война, но еще и быт в лагере на фестивалях, и разные мастер-классы по различным ремеслам. Женщины тут очень хорошо вписываются и активно участвуют.

— К слову, о фестивалях. В каких вы уже участвовали, в каких хотите поучаствовать и какой, может быть, считаете самым главным?

— В среднем за год мы бываем примерно на 20 мероприятиях: это и фестивали, и какие-то интерактивные площадки, и даже съемки в кино. Конечно, не в полном составе: куда-то едут пара человек, а куда-то — и 20 — 25.  В прошлом году на праздновании 650-летия Калуги и параллельно на Дне города в Козельске у нас было задействовано более 30 человек.

Раньше основным фестивалем, куда мы выезжали самым большим составом, было «Воиново поле». Но это мероприятие, к сожалению, не пережило ковидные времена и больше не проводится. Поэтому сейчас в Калужской области своего фестиваля, посвященного реконструкции Средневековья, нет, приходится ездить в другие регионы. В этом году мы планируем поехать на «Былинный берег» в Тверскую область и на «Blodguld» в Новгородскую. В сентябре традиционно – «Куликово поле». Лично для меня это, пожалуй, самый любимый фестиваль.

Кроме этого, своими силами пятый год подряд проводим небольшой фестиваль в ЦПКиО Калуги. Тут нет боев, но есть выставки, различные мастер-классы и интерактивы, охватывающие нашу историю от X до XVII веков. Что это нам дает?.. В первую очередь дополнительный стимул наконец что-то дошить, доделать и показать это людям. А еще это неплохая возможность рассказать о себе и привлечь в свои ряды новых участников «Дружины «Рысь».

Наталья ТИМАШОВА.

Фото из архива КИР «Дружина «Рысь».