Идея как модель

Фундаментальную по замыслу и материалу выставку представил Калужский музей изобразительных искусств. Экспозиция  «Роль русского искусства в мире. Русский авангард и древнерусская икона» из собрания КМИИ задает много вопросов и сама же отвечает на них, утверждая и объясняя глубинное родство этих двух культурных феноменов.

Философия Серебряного века проявила интерес к древним образам иконы, стремясь постичь глубину православного «богословия в красках». Тот же Серебряный век породил и авангард. Есть закономерность в том, что первыми художниками, заинтересовавшимися эстетикой иконы, были представители нового искусства.

Восприняв иконопись в Византии, Русь развивала ее тысячу лет, огранив алмаз до совершенства. Неслучайно визитная карточка российского кино – фильм «Андрей Рублев» Тарковского.

История искусства запомнила несколько имен великих мастеров, таких как Алипий Печерский, Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков. Их творения не просто принадлежность культа, но объект всемирного культурного наследия.

Содержание иконописи, ее стремление показать не тварный, подлунный мир, а эйдосы, незамутненные первообразы солнечного мира, вдохновили русских авангардистов. Художественные приемы русских иконописцев – плоскостность изображения, смелые сочетания ярких локальных цветов, свободное обращение с формами предметов, обратная перспектива, помогли обрести авангарду свой язык.

Искусство русского авангарда – ярчайшее явление мировой художественной культуры начала ХХ века, дар России и ее революции миру. На выставке представлены стили авангарда – лучизм, алогизм, супрематизм и конструктивизм.

В иконописи существует цветовая иерархия, и каждый цвет несет сакральный смысл. Фон их – отнюдь не небесно-голубой. События Ветхого и Нового Заветов разворачиваются на золоте истинного неба. Золото —  символ Божьего присутствия, символа благодати, любви.

Второй по иерархии – белый цвет, символ незапятнанности, простоты. Например, на иконе «Успение Богородицы» Ее Божественный Сын принимает в руки ребенка, завернутого в белые пелены, – душу Пречистой Девы.

Обратная перспектива, воспринятая авангардом от иконописи, — метод, при котором далекие от зрителя предметы изображаются более крупными, чем ближние. Линии на картине сходятся не на горизонте, а в глазах зрителя. Стоя около иконы, человек понимает, что линии горизонта нет и пространство бесконечно. С того места, где перед иконой стоит зритель, буквально открывается путь в вечность.

Придите до 10 июля найти точки соприкосновения древнего и вечно юного, церковного и революционного.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.