Пробуждающие совесть

Чтобы защитить права детей, калужские судебные приставы вынуждены арестовывать у нерадивых родителей автомобили, недвижимость, земельные участки и даже проверять работу бухгалтерии тех организаций, где работают должники по алиментам.

Некоторые калужане периодически предпринимают попытки отвертеться от алиментов, назначенных судом. И делают это нередко те, кто имеет все финансовые возможности, чтобы содержать своих детей, оставшихся с бывшими супругами. Являясь владельцами дорогих авто, квартир, земельных наделов или сумм, позволяющих провести отпуск на заграничных курортах, такие папы и мамы, когда встает вопрос о выплате алиментов, вдруг начинают прикидываться бедными или безработными, а то и вовсе пытаются «раствориться».

О финансовой состоятельности иных неплательщиков алиментов можно судить по сумме долга, взысканного судебными приставами только за четыре первых месяца этого года. Она составила 107,5 млн рублей, что на 15 миллионов больше, чем за аналогичный период 2021-го. То есть деньги у родителей-алиментщиков есть. Нет совести. Ее-то и вынуждены пробуждать сотрудники регионального УФССП.

– Одна из эффективных мер понуждения уклонистов от уплаты алиментов – ограничение в праве управления транспортными средствами. В Калужской области на 1 мая 2022 года не могут ездить за рулем более 2 700 должников по алиментам. В результате применения только этого вида ограничения в этом году в пользу детей взыскано более 6,2 млн рублей, – рассказала заместитель руководителя управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области Татьяна Кондрашова.

Безотказно освежает память о детях у должников и запрет выезда за пределы России. На сегодняшний день он действует в отношении почти 5 500 калужских неплательщиков алиментов. И около 2 млн рублей задолженности погасили те, кому надо было выехать за рубеж.

– Да, нередко арест имущества (автомобилей, квартир, домов, земельных участков) заставляет безответственных родителей погашать задолженность перед детьми. Однако основной мерой принудительного исполнения у нас является обращение взысканий на доходы должников и на денежные средства на их счетах, – отметила Татьяна Кондрашова.

И здесь судебным приставам иногда приходится отслеживать честность и исполнительность работников бухгалтерии тех организаций, где трудятся должники по алиментам. За этот год уже проведено 4 300 таких проверок, в результате которых ряд должностных лиц пришлось привлекать к ответственности за нарушения законодательства об исполнительном производстве.

Сложнее с теми, кто работает неофициально, а то и вовсе пытается «исчезнуть». Скрываясь, неплательщики меняют не только адреса своего жительства, но и города, и области проживания, заводят фейковые страницы в соцсетях, без конца сменяют номера телефонов. Были даже случаи, когда, чтобы уклониться от исполнения своих родительских обязанностей, люди меняли фамилии. И тогда за дело брались сотрудники межрайонного отделения по розыску областного УФССП.

– Сейчас в исполнительном розыске находятся более 300 калужан. Однако в службе судебных приставов работают опытные сотрудники, которые знают все возможные уловки и хитрости должников, поэтому скрыться надолго достаточно сложно. С начала года разыскано уже более 70 должников, – говорит Татьяна Кондрашова.

Но и тем, кому подфартило залечь глубоко на дно, скрываясь от алиментов, жизнь медом не покажется.

Да, если в течение года приставы не смогут найти такого уклониста, второй супруг вправе обратиться в суд, чтобы признать своего бывшего родственника безвестно отсутствующим. Но и сам скрывающийся будет испытывать серьезные неудобства. Например, не сможет взять кредит, устроиться на работу. Такого алиментщика можно будет снять с регистрации по месту жительства, брак с ним будет расторгаться в упрощенном порядке, а в отношении его имущества может быть установлено доверительное управление.

За прошлый год в Калужской области три должника по алиментам были признаны безвестно отсутствующими, их дети теперь получают пенсию по потере кормильца. За четыре месяца нынешнего года пока что был один такой случай.

Впрочем, в областном управлении ФССП говорят, что цель их работы с алиментщиками – не наказать должника, забывшего о родительском долге. Главное, чтобы он работал и зарабатывал деньги на уплату алиментов. Поэтому административная и уголовная ответственность – крайние меры. Прежде чем их применить, судебные приставы долго работают с несознательными, пытаясь по-хорошему добиться от них исполнения обязательств по содержанию ребенка. И, похоже, пробуждать совесть у калужских судебных приставов получается. Доля исполнительных производств, в рамках которых реализуются права на получение алиментов, на данный момент в регионе составляет 90%.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото предоставлены пресс-службой УФССП Калужской области.