Музейный джаз

Ночь музеев в Калужском музее изобразительных искусств выдалась джазовая. Под аккомпанемент дождя на фоне живописи популярные стандарты прозвучали по-весеннему свежо в аншлаговом зале.

Музицировали гости из Москвы  — саксофонист Николай Шеффер, уже знакомый калужанам, а также пианист Дмитрий Яковлев, пианист, альт- и тенор-саксофонист, контрабасист и бас-гитарист Евгений Печников и вокалистка, флейтистка, композитор Яна Успенская. В программе прозвучали знаменитые джазовые темы из репертуара Джорджа Гершвина, Кола Портера, Стива Вандера.

Мы расспросили о жанре Дмитрия Яковлева, известного участника российских и зарубежных джазовых фестивалей, в том числе форума в Монтре.

— Вы организовали джазовый ансамбль «In Time», что составляет основу его репертуара?

— Мои сочинения.

— Для меня загадка – как можно писать музыку, а тем более – джазовую.

— Для меня тоже! Теперь это делается не от руки, а в нотной программе, и буквально сегодня обнаружил старые наработки и удивился, как со временем, с годами, развивалось зерно сочинения.

— По симфонии, например, Бетховена, можно написать роман, там есть сюжет, герои, развитие идей. А о чем рассказывает джаз?

— В джазе, как и в роке, главное – энергия, драйв, там нет такой палитры настроений, как в классике. В интернете есть наш диск, и ту музыку прямо в джаз-клубе  «Эссэ» назвал слушатель. Он выкрикнул: «Essential», «Восхождение», он увидел это в музыке. Так и назвали диск –  композиции между классикой и джазом, в них есть образность.

— Откуда название вашей группы?

— С именами сложно. Ум уходит с годами, а фантазии не прибавляется. Сначала родилась тема «Во времени», в этом времени, в ритме – здесь много значений, так коллектив и решил себя назвать. Готовы к выходу альбомы «In Time I»  и «In Time II».

…Джаз — изобретение нового времени, а саксофон сконструирован в далеком 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом. Автор хотел устранить интонационные расхождения между деревянными и медными инструментами духовых оркестров, заполнить тембровое пространство между ними.

Композитор Гектор Берлиоз стал автором первого сочинения с участием саксофона и дал инструменту имя. Солировал с ним Николай Шеффер, выпускник музыкального колледжа имени Медыня (Рига). С юных лет он концертировал как кларнетист в составе детского коллектива по СССР, даже путевкой в «Артек» был награжден.

Кризисы привели Николая из Латвии сначала на родину отца, в Москву. А затем вытеснили его из бизнеса инвестиционного в бизнес музыкальный. Саксофонист был дублером главного героя Максима Аверина в картине «Любовь и сакс» Аллы Суриковой, написал музыку для этого фильма.

Гости бывшего Дома учителя закончили экскурсии «Ночи музеев» криками «Браво!», на мажорной ноте.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото и видео

Анны ЗОЛОТИНОЙ.