Супруг(а) за деньги

В некоторых районах Калужской области фиктивные браки с иностранцами ради получения ими российского гражданства поставили чуть ли не на поток. И если для приезжих липовый брачный союз – ускоренный способ легализоваться в стране, то для местных – возможность заработать.

Однако оба в этом случае нарушают миграционное законодательство, и потому правоохранительным органам приходится разбираться в отношениях таких «супругов», выяснять, действительно ли создание семьи является главной целью при женитьбе с каким-нибудь Махмудом, Гульнарой или Акмалем.

Пожалуй, первыми, кто может обнаружить брачную фикцию, становятся сотрудники органов внутренних дел, к которым обращаются иностранцы за получением гражданства, представляя для этого в качестве аргумента свидетельство о браке с россиянином. Дальше подключается прокуратура, которая после проверки инициирует иск в суд, а тот, в свою очередь, аннулирует брак, если он доказано фиктивный. По каким именно основаниям устанавливают мнимые семьи – профессиональная тайна.

– Алгоритм выявления фиктивных браков с иностранными гражданами не раскрывается для недопущения его использования в неправомерных целях, – поясняет начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Калужской области Дмитрий Меньков.

Но механизм этот действенный. Об этом можно судить хотя бы по официальным пресс-релизам ведомства, в которых в последнее время то и дело встречаются сведения, что «прокуратура в судебном порядке добилась признания очередного фиктивного брака недействительным». Одни из свежих фактов произошли в Бабынинском и Мосальском районах. В обоих случаях женщины приходили в загсы с иностранцами и получали за это деньги.

– Исходя из результатов наших проверок  абсолютное большинство иностранных граждан, вступающих в фиктивный брак на территории Калужской области, являются гражданами государств Центральной Азии, – говорит Дмитрий Меньков. – Что касается социального положения калужан, практика показывает, что, как правило, в фиктивный брак с иностранцем вступают лица с низким доходом или находящиеся в тяжелом финансовом положении. Отсюда и основной мотив действий с их стороны – извлечение прибыли.

Тогда, казалось бы, ненастоящих брачных союзов должно быть больше где-нибудь в Износках, где мало производств и соответственно – мест для трудоустройства и зарабатывания денег. Однако куда чаще в информациях от прокуратуры о брачных сделках фигурируют северные районы региона. В прошлом году, например, только за одну проверку прокуратура Малоярославецкого района выявила сразу аж пять липовых вступлений в брак.

— Факты заключения фиктивных браков с иностранными гражданами распространены в разных муниципальных образованиях области. Но, действительно, имеются районы, где их количество значительно, – отмечает Дмитрий Меньков. – Однако утверждать, что их жители ведут своеобразных «бизнес», зарабатывая на фиктивных браках, нельзя. Ведь граждане могут подать заявление в тот загс, где им удобнее, приехать из другого района и даже из другого региона. Такие факты органами прокуратуры также устанавливались.

Но вопросы к загсам тех районов, где выявляется много свадебных сделок, все же невольно возникают. В том числе у руководства региона. Так, губернатор Владислав Шапша в начале апреля на координационном совещании руководителей региональных и территориальных федеральных органов государственной власти, где среди прочего обсуждались вопросы миграционной политики, этот вопрос и озвучил. «Как получилось, что у нас в некоторые районы съезжались иностранцы со всей области, чтобы зарегистрировать там брак? Надо очень внимательно посмотреть, кто регистрировал эти браки и каким образом они там оказывались», – потребовал глава региона.

Прокуратура уже проводит свои проверки деятельности органов ЗАГС. Однако представители правоохранительных органов делают оговорку: в полномочия сотрудников загсов оценка намерений брачующихся (создание семьи или получение вознаграждения) не входит. Поэтому во взаимодействии упор делается, прежде всего, на разъяснение основных признаков фиктивности заключения брака. Как поясняют в прокуратуре, в том числе «для информирования со стороны органов ЗАГС о выявлении таких фактов».

И, похоже, схема работает. Только за первые четыре месяца этого года прокурорами установлено 25 фактов заключения фиктивных браков. В то время как за весь 2021-й было 30.

Ну, а тем жителям Калужской области, кто намеревается через поход в загс с иностранцем поправить свое материальное положение, Дмитрий Меньков и его коллеги напоминают: подобные действия судом могут быть расценены как причастность к организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ). За совершение такого преступления можно на пять лет и свободы лишиться. Как и денег, полученных за липовый статус супруга.

– Органы прокуратуры Калужской области сформировали практику взыскания со всех граждан, вступивших в фиктивный брак, дохода, полученного в результате такой противоречащей закону сделки. И суд принимает позицию прокуратуры, возлагая на гражданина обязанность возвратить незаконно полученные денежные средства в доход государства, – добавил Дмитрий Меньков.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото pixabay.com.