Ищу человека

В лесном массиве под Калугой впервые работал кинологический лагерь, организованный ДПСО «ЛизаАлерт». Калужские журналисты узнали подробности обучения и быта поисковиков и даже стали его участниками.

Палаточный лагерь действовал с 29 апреля по 3 мая, разместился в живописном месте, недалеко от села Корекозево, в сосновом бору.

Организаторам удалось собрать вместе 29 человек из Калуги, Москвы, Тулы и Архангельска. Собак было меньше, чем людей, — 19, так как кто-то приехал, что называется, на других посмотреть, а также в качестве статистов, то есть объектов поиска. Разброс пород у участников говорит, скорее, о том, что нет идеальной и универсальной поисковой собаки. Главное – желание и умения кинолога. В числе тех, кто осваивал премудрости этого дела, были бельгийская овчарка, австралийская пастушья собака (хилер), ротвейлер, португальская водяная собака, лабрадор-ретривер, бордер-колли.

Наш фотокор Анна Золотина недавно начала заниматься со своей собакой поисково-следовой работой. Она также стала участницей кинологической лагерной смены. Вот что рассказала нам сама Аня:

— Лагерь дал возможность поднатаскать собаку в условиях, близких к естественным. Хотя мы и раньше занимались в лесной местности, и так же, как на тренировках, в день — по два — три посыла, но охват местности был больше.

По словам Анны, искали не только днем, но и в ночное время, с фонариками. На поиск одного «пропавшего» давалось разное количество времени, но в среднем полтора — два часа. Расстояние от поисковика с собакой по прямой – метров шестьсот. Вроде бы немного, но, чтобы прочесать весь квадрат, кинолог с собакой проходил километры и километры…

Большое значение для формирования у четвероногого поисковика желания работать играет поведение статистов – тех, кто играл роль пропавших без вести. Чтобы было понятно, как все это происходит, опишу процесс вживания в эту роль, поскольку довелось примерить ее на себя. Статисту выдается рация, навигатор, координаты точки, где нужно залечь.

Опрыскав себя аэрозолем от клещей, с ковриком-пенкой в руках идешь на место, удобно располагаешься в зарослях, так как сидение может быть долгим. В руках — вкусняшки для спасителя. И ждешь.

Подбежавший пес должен лаем обозначить для хозяина, где находится потерявшийся. В инструкции для статиста сказано, что животное нельзя поощрять до того момента, как вслед за ним не придет человек. В противном случае лохматый напарник поймет, что дело уже сделано, и перестанет лаять. Но, с другой стороны, неопытную собаку можно и простимулировать радостным воплем. Главное – не быть равнодушным и безучастным к ее усилиям.

Тонкостей достаточно много. Еще сложнее кинологу выбрать правильную линию поведения. Нужно очень хорошо знать свою собаку и просчитывать ее реакцию на несколько действий вперед. Иначе можно отбить тягу к поиску. Анна рассказала, как отменила команду на поиск, когда вместо статиста ее хилерша Эри вышла к присевшему на тропинке фотографу:

— Возможно, надо было похвалить за эту находку и продолжить поиск дальше, — размышляет Аня.

На протяжении пяти дней в лагере ее собака работала с переменным успехом, но случился и очень значительный сдвиг. Он выразился в том, что Эри начала сама, без посыла, искать людей. Это может говорить о том, что собака вошла во вкус, поняла свою миссию. А также она потянулась к детям и мужчинам. Этой породе свойственно недоверие и звериная осторожность. Возможно, перемена вызвана тем, что в лагере в качестве статистов были дети и мужчины, которые в момент их обнаружения вызывали у нее положительные эмоции.

Вера Мелещук участвовала в работе лагеря не только как организатор и координатор, но и на правах кинолога со своей собакой, бельгийской овчаркой малинуа по кличке Чейз. Свои впечатления от лагеря она выразила так:

— Ежедневно мы работали в группах со своими собаками, проводили тренировки разной степени сложности и направлений. Пять дней мне запомнятся полной концентрацией на поисках. С раннего утра и до вечера время было посвящено собакам.

По ее словам, очень важно было научиться взаимодействовать, быть партнерами и друзьями, уметь концентрироваться на работе и улавливать изменение в поведении собаки.

Неправы те, кто считает, что поиск или обыск местности для профессионального нюхача – собаки – это из разряда игры. Животные после активных тренировок эмоционально и психологически выматываются так, что как минимум неделю должны восстанавливаться.

Это отмечали все кинологи, участвовавшие в работе майского лагеря. Однако большинство ведь и приехали в Корекозево не развлечься, а планируют всерьез заниматься поиском людей в качестве добровольцев ставшей уже знаменитой «Лизы Алерт».

Большую пользу и эффект в деле обучения поисково-следовой работе оказали приехавшие в лагерь лекторы, имеющие серьезный практический опыт. Участники лагеря наверняка не забудут их мастер-классы с собаками и рассказы из своей практики поиска.

Но были в лагере и минуты и часы отдыха, которые также запомнятся всем участникам – вечерние песни под гитару и очень вкусное походное меню.

Организаторы калужского кинологического лагеря рассказали нам, что они очень довольны его результатами и тем, каким душевным и полезным местом оказался он для всех участников. Продолжение обязательно следует, заверили они.

Полина АРСЕНЬЕВА. Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.