Прерванный полёт

Сотрудничество поисковых отрядов из Ленинградской и Калужской областей вернуло из небытия имя погибшего летчика.

Возможно, Павел Чекмасов начал мечтать о небе, вдохновленный подвигами Валерия Чкалова. Ведь в те годы все мальчишки хотели быть Чкаловыми. Стремясь к мечте, в 16 лет юноша поступил в Калужский аэроклуб, в 1940-м окончил Качинскую краснознаменную военную авиационную школу имени А.Ф. Мясникова.

В середине июня 1941-го Павлу Чекмасову едва исполнилось девятнадцать, а он уже носил петлицы младшего лейтенанта. Казалось, впереди – долгая, интересная жизнь… Вот только следующего звания получить не удалось. Двадцать девятого августа 1941 года летчик 121-го истребительного авиационного полка Павел Чекмасов не вернулся с боевого вылета.

Спустя все 80 лет после того последнего полета недолгая военная жизнь младшего лейтенанта Красной армии Чекмасова умещалась в три сухих слова – «пропал без вести». После Победы родители Павла, правда, пытались хоть что-то узнать о сыне. Единственном из пяти братьев-фронтовиков Чекмасовых, не вернувшемся с войны.

– Бабушка долго ждала. Надеялась, что, может быть, сын выжил, попав в плен. Но так и не дождалась, – вспоминает племянница летчика Галина Александровна Фокина.

Ей и самой сегодня уже за 70. Родившись уже после войны, она многое помнит из рассказов родственников о судьбе брата отца. И оттого особенно трепетно восприняла известие о том, что наконец-то выяснилось, где погиб ее дядя.

– Родная кровь все-таки, – утирая слезы, говорит Галина Александровна.

С вестью о найденных останках Павла Лаврентьевича Чекмасова к пожилой калужанке, до сих пор живущей в том же доме, откуда уезжал на фронт летчик, пришли представители поискового отряда им. М.П. Краснопивцева. Хотя началась эта история далеко от Калуги – в Ленинградской области.

Именно там, в районе болота Соколиный Мох, проводили поисковые работы с ноября прошлого года коллеги калужан из отряда «Высота». Бои в 40-е здесь шли ожесточенные, и потому поисковики ежегодно находили и находят останки красноармейцев. Но в этот раз повезло особо. Вместе с останками летчика и его крылатой машины обнаружились относительно неплохо сохранившиеся документы – комсомольский билет и письма. Так и выяснилось, что найденный погибший – калужанин.

– С седьмого по десятое апреля в Великом Новгороде проходило открытие Всероссийской «Вахты Памяти», где я был делегатом от Калужской области. Ко мне подошли коллеги и рассказали о своей находке, попросили помочь разыскать родственников, раз я из Калуги, – вспоминает командир поискового объединения им. М.П. Краснопивцева Максим Сапожников.

По сути, этот разговор и стал началом возвращения из небытия имени Павла Лаврентьевича Чекмасова. Приехав из Великого Новгорода и рассказав товарищам о просьбе коллег, Максим Сапожников и его «однополчане» по отряду, а также поисковики из Обнинска начали устанавливать максимум информации о летчике, зная, что он воевал в составе 121-го истребительного авиационного полка, а его родные жили в доме № 9 по улице Ленина. Искали и однофамильцев Чекмасова как возможных родственников, одновременно распространив информацию в соцсетях и калужских СМИ.

– Но с адресом вышла нестыковка. Мы искали родных Павла Лаврентьевича в доме в районе железнодорожного вокзала, т.е. на современной улице Ленина. Но внимательные калужане, а затем и краеведы уточнили, что улицы переименовывались. Так мы в итоге и оказались на нынешней улице Воронина, у Галины Александровны, обойдя, правда, до этого еще несколько адресов, – поясняет Максим Сапожников.

Галина Фокина сохранила несколько старых фотографий из семейного архива. На одной из фотокарточек Павел вместе с боевыми товарищами, среди которых – будущий дважды Герой Советского Союза, тоже уроженец Калуги, Александр Терентьевич Карпов. Оказалось, летчики не просто были знакомы, а окончили одну авиационную школу, воевали в одном полку. И, по словам Галины Александровны, которые она слышала от бабушки, Павел и Александр Карпов дружили.

Позже поисковики выяснят и еще один интересный факт, связывающий судьбы двух калужских летчиков. В тот роковой для Павла Чекмасова день, 29 августа 1941 года, его товарищ Александр Карпов также совершил боевой вылет. И в районе Тосно Ленинградской области на истребителе Як-1 сбил в паре немецкий «мессершмит» Bf.109, благополучно возвратившись на базу. Однако экипажи трех машин, включая Як-1 заместителя командира эскадрильи 121-го истребительного авиационного полка Павла Чекмасова, не вернулись с задания.

Перебирая довоенные фото, Галина Фокина вспомнит, что снимков с Павлом Лаврентьевичем в их семье раньше было еще больше, но примерно год назад приходил неизвестный ей мужчина и попросил их для какого-то музея. И летный шлем когда-то хранился в семье Чекмасовых, но тоже был отдан тому незнакомцу. Теперь члены поискового отряда имени Краснопивцева хотят заняться поиском гостя и взятых им раритетов.

– Мы готовы выкупить вещи, принадлежавшие Павлу Лаврентьевичу, – говорит Максим Сапожников. – Чтобы создать в школе, где он учился, небольшую экспозицию, посвященную летчику.

Его останки перезахоронят с воинскими и духовными почестями в Ленинградской области. В той земле, над которой он пролетал в свой последний раз и которую защищал, отдав жизнь.

А калужский поисковый отряд им. М.П. Краснопивцева отправится в новую экспедицию, где уже работали неоднократно, – на границу Мосальского и Юхновского районов. Здесь в годы Великой Отечественной шли ожесточенные бои, полегли тысячи солдат, за что место стали называть «Долиной смерти». Возможно, в этом году поисковикам удастся вернуть в мир живых еще несколько имен павших.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Игоря РУЛЁВА и из архива семьи Чекмасовых.