Управа на коллектора

27 апреля 2022 г. 18:16

Как калужские судебные приставы следят за соблюдением интересов заемщиков при их общении с кредиторами.

Долг платежом красен. По кредитам в том числе. Однако нередко надо бы краснеть тем банкам, микрофинансовым организациям и коллекторским агентствам, кто перебарщивает в своем, пусть и законном, желании вернуть деньги, взятые заемщиком.

Последние пять лет эту деятельность кредиторов контролируют специалисты Федеральной службы судебных приставов, которые не позволяют особенно настырным, что называется, заплывать за буйки. А такое нет-нет да и случается.

О том, как строится работа по контролю за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченных задолженностей, – в беседе с руководителем управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области Иваном ЗУБОВЫМ.

– С 2017 года мы контролируем деятельность коллекторов, банков и микрокредитных организаций по возврату просроченной задолженности. Следим за порядком их общения с должниками, который строго регламентирован. Личные встречи – не более одного раза в неделю, звонки – не чаще раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Если эта периодичность нарушается, соответственно, в действиях юридических лиц усматривается административное правонарушение. Строго регламентировано также количество направляемых СМС-сообщений, распространение информации третьим лицам.

Если допущены нарушения, любой гражданин может обратиться с заявлением в отдел правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.

– И часто обращаются?

– В I квартале этого года сотрудники УФССП приняли 41 заявление калужан, в которых они жаловались на те или иные нарушения со стороны кредиторов. Однако обоснованными были признаны лишь восемь обращений. И по ним проведены мероприятия по привлечению нарушителей к ответственности.

Стоит отметить, что достаточно часто заявления граждан о нарушениях не подтверждаются. Так, например, житель Калуги пожаловался, что коллекторы без согласия общаются с членом его семьи (т.е. третьим лицом), звонят на его номер телефона. В ходе разбирательства было установлено, что этот номер зарегистрирован на самого должника, и, более того, он указал его как контактный, когда брал кредит. Жалоба, естественно, была признана необоснованной.

– Среди подтвержденных нарушений какие встречаются чаще всего?

– Нередко представители юридических лиц нарушают регламентированный текст сообщений, присылаемых должникам, не указывая в них часть обязательной информации. Также нарушается порядок общения с третьими лицами, которые не являются должниками, осуществляется с ними взаимодействие без согласия.

Кроме того, среди распространенных нарушений – оказание психологического давления, превышение допустимого количества звонков, введение в заблуждение граждан – например, указание на наличие судебного решения о взыскании долга, в то время как его нет.

– Сколько банков, коллекторских агентств или микрофинансовых организаций в итоге привлечено к ответственности и какова она?

– За три месяца нынешнего года сотрудники регионального УФССП составили в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, шесть протоколов об административных правонарушениях (два — в отношении банков, один – коллекторского агентства и три – микрокредитных организаций).

Нарушители были пять раз привлечены к ответственности по статье 14.57 КоАП РФ («Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности») и один раз — по статье 20.25 КоАП РФ («Уклонение от исполнения административного наказания»).

Во всех случаях виновные были оштрафованы. Всего недобросовестным юрлицам пришлось выплатить 325 000 рублей.

– Какие категории калужан чаще всего жалуются на коллекторов и особенно «активные» банки?

– Судя по статистике, большинство обращений поступает от граждан в возрасте от 24 до 32 лет. В основном это девушки, которые необдуманно взяли кредиты, а потом перестали вносить по ним ежемесячные платежи.

– Иван Александрович, посоветуйте калужанам, как им вести себя, если кредитор особенно настойчив и переступает черту, установленную законом?

– Прежде всего обратиться в УФССП России по Калужской области по адресу: 248023, г. Калуга, ул. Ф. Энгельса, д. 25. В заявлении о противоправных действиях юрлиц необходимо указать свои ФИО, номер кредитного договора, контактные данные, изложить причину обращения и приложить в качестве дополнительных доказательств аудиозаписи телефонных переговоров, фотографии и скриншоты СМС-сообщений, детализацию входящих звонков и иные доступные материалы.

В зависимости от ситуации сотрудники управления могут перенаправить обращение гражданина в другие государственные органы – УМВД, отделение Центрального Банка РФ или Роскомнадзор по Калужской области.

Но в любом случае госорганы действуют в рамках Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».

Наталья ТИМАШОВА.

Фото пресс-службы УФССП Калужской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.