Спасти за несколько минут

В Калуге прошли соревнования по ликвидации чрезвычайных ситуаций в ДТП.

«Когда дорога каждая секунда» – эта вроде бы избитая фраза все-таки лучше всего характеризует суть работы спасателей при ликвидации тех дорожно-транспортных происшествий, при которых от удара загорается бензобак или в искореженной груде металла оказываются зажаты люди. В таких случаях у тебя действительно на все про все –  считанные минуты, и надо, откинув прочь сомнения, действовать почти на автоматизме. И быть уверенным, что твой товарищ так же четко делает свою часть работы.

Эти автоматизм и слаженность, когда учишься видеть чуть ли не затылком, пожарно-спасательные расчеты отрабатывают на учениях и соревнованиях. Одно из них – на звание лучшей команды по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС на автомобильном транспорте – недавно прошло в Калуге.

По легенде соревнований, каждому расчету необходимо было спасти двух человек – водителя и его пассажира, оказавшихся заблокированными и зажатыми в автомобиле после его наезда на препятствие. У обоих пострадавших – переломы конечностей и подозрение на серьезную травму спины. Усугубляет ситуацию газовое оборудование в багажнике машины.

Для наблюдавших со стороны это было зрелищно и любопытно. Вот звучит сигнал, и четверо сотрудников МЧС во всей своей амуниции, прихватив гидравлическое аварийно-спасательное снаряжение, бегут к машине. Пара секунд – и у помятого авто отжимают вверх капот и отключают аккумулятор. Еще пара минут, и одна за другой отваливаются дверцы, а затем срезается крыша автомобиля. Одновременно с этим условно пострадавших накрывают одеялами, а сами срезы на металле – специальной тканью, чтобы не поранить людей при деблокировке. Еще минута-другая, и вот спасатели уже копошатся непосредственно в салоне, аккуратно подкладывая под травмированные спины водителя и пассажира доски-носилки. А затем быстро относят мужчин на безопасное расстояние от машины, где почти филигранно накладывают бинты и шины.

Да, смотреть на это со стороны, особенно зная, что находишься всего лишь на соревнованиях,  познавательно. Но спасателям нелегко и в учении. Тяжелое снаряжение, боевки, каски, быстрое перемещение…  Дышат они тяжело, пот виден даже под защитными забралами.

И ты невольно задумываешься: каково же так работать при реальном ДТП, видя перед глазами и кровь, и искаженные от боли лица?..

– Соревнования проводятся ежегодно, чтобы личный состав отрабатывал действия по оказанию помощи и спасению пострадавших при ДТП. Условия в легенде почти всегда выставляются наиболее сложные из тех, что могут произойти в реальной жизни. Но именно это позволяет получить бесценный опыт и отточить мастерство в максимально оперативном реагировании на чрезвычайную ситуацию и в итоге выполнить нашу основную задачу по спасению людей, – поясняет главный судья соревнований, и.о. начальника отдела организации службы пожарно-спасательных подразделений  ГУ МЧС по Калужской области Андрей Бобровский.

Один из результатов, на который жюри обращает внимание, – время, затраченное расчетом на все манипуляции. Но куда важнее правильность действий, особенно при обращении с пострадавшими. Все-таки иногда можно и проиграть несколько минут, зато не навредить и так травмированным людям.

– Точно не вспомню, но рекорд по времени —  где-то около шести минут, – говорит Андрей Бобровский. – Но это на соревнованиях. При ликвидации же реального ДТП нередко пожарно-спасательные расчеты работают еще быстрее, понимая, что пострадавшие на дороге отнюдь не условные.

А еще в отличие от учений в жизни, к сожалению, без погибших не обходится. Именно такие дорожно-транспортные происшествия, когда ты не смог спасти человека, хотя и старался, запоминаются надолго, говорит сотрудник ПСЧ № 34 г. Малоярославца Александр. Он спасатель еще молодой, но уже выезжал на ликвидацию семи ДТП, в одном из которых было трое погибших.

– Да, психика у нас подготовлена к таким ситуациям, но одним днем это из души все равно не уходит, – вздыхает Александр.

Выезды на дорожные аварии у калужских спасателей бывают, увы, ежедневно. Помнится, в октябре прошлого года на пресс-конференции в региональном ведомстве прозвучала цифра, что за девять месяцев сотрудники ГУ МЧС участвовали в ликвидации 670 ДТП, во время которых им удалось спасти почти 170 человек. То есть в среднем в день случается до трех — четырех выездов на дорожные происшествия. И потому такие соревнования нужны и самим спасателям, и нам, калужанам.

А лучшей командой, кстати, был признан расчет специализированной пожарно-спасательной части г. Калуги, занявший I место.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.