«Услышать друг друга»

10 апреля 2022 г. 09:15

«Большое видится на расстоянии». К 180-летию публикации «Женитьбы» Гоголя Калужская драма показала спектакль Александра Плетнева, который он выпустил в 2014 году, за два месяца до смерти.

В 2019-м Наталья Старосельская писала о Плетневе в столичном журнале «Страстной бульвар»: «Невозможно представить, что прошло пять лет после его ухода, настолько четко помнятся его спектакли, он сам — щедро одаренный профессиональными и человеческими качествами, доброжелательный, с отточенным чувством юмора, немного сентиментальный, благородный, что не мешало ему часто быть резким в суждениях, умеющий отстоять свою точку зрения».

Не секрет, что спектакли после ухода режиссеров быстро умирают, рассыпаются, теряют ритм. Но и спустя девять лет после премьеры «Женитьба» по-прежнему горит костром. Это вымирающий вид театрального искусства — актерского спектакля, где режиссер растворился и возродился в исполнителе.

Плетнев сумел раскрыть, расшифровать для артистов загадочный, как писания Беккета, текст пьесы. Чтобы актеры сумели так сыграть, режиссер должен завоевать, заслужить их доверие и любовь. Этот огонь не погас. А ведь не описать, в каких муках болезни и лечения ставил Александр Борисович эту комедию!

Переаншлаговый зал смеялся и грустил над превратностями любви, попытками найти убежище от одиночества. Влюбленный Подколесин (поистине, бенефисная роль Леонида Клеца), выпрыгнувший в окошко «за полчаса до весны», трагикомичен.

А может, торопыга Кочкарев (Игорь Постнов) виноват, тянул ростки насильно из земли, спугнул нарождающееся чувство? Другие женихи тоже не превратились в шаржи, они – живые люди, у каждого свои боль и правда.

Искатель приданого Яичница (заслуженный артист России Сергей Лунин), ценитель «розанчиков» Жевакин (заслуженный артист России Михаил Кузнецов), любитель французского языка Анучкин (Сергей Вихрев) лелеют свои мечты, имеющие мало общего с реальной личностью невесты. Но важно ли это, ведь «любовь она и есть только то, что кажется»?

Полнокровны и отчетливы женские образы. Сваха (Светлана Никифорова), тетушка (Ольга Петрова), невеста (Людмила Фесенко), служанка (Анна Сорокина) — как бы разные ипостаси женщины. Для нее любовь – главное содержание жизни. И эта мечта разбилась о стену мужского эгоизма. Не в дворянстве жениха счастье, и гостинодворец Стариков (заслуженный артист России Сергей Корнюшин) еще возьмет свое.

Как и все спектакли Александра Борисовича, этот тонко орнаментирован музыкой – от вальса Бутусова «Прогулки по воде» до романса «Еще он не сшит, твой наряд подвенечный» Шварца. Под проникновенный аккомпанемент Дмитрия Винокурова Анна Сорокина исполнила романс с большим тактом.

…О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.