Космический скиталец, так и не видевший космоса

6 апреля 2022 г. 14:50

На площадке Музея техники Вадима Задорожного кинокомплекса «Военфильм-Медынь» появился новый жилец. В начале марта сюда доставили модель космического челнока «Буран». Его чудом не отправили на утилизацию, и теперь челнок ждет масштабная реконструкция.

Непокорённый рекорд

Программа «Энергия-Буран» является плодом гонки вооружений. На протяжении 12 лет миллионы ученых разрабатывали советский космический челнок многоразового использования в ответ на американскую систему Space Shuttle.

Андрей Первов: "Те самые плитки".

Андрей Первов: «Те самые плитки».

Программа была свернута в 1993 году. Однако СССР удалось сделать то, что повергло весь мир в шок, — 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Энергия», которая вывела на околоземную орбиту космический корабль «Буран». За 205 минут он сделал два витка вокруг Земли и успешно приземлился без управления человеком, за что попал в книгу рекордов Гиннесса. Это достижение до сих пор никем не побито.

В Калужскую область привезли недостроенный «Буран» (третий летный экземпляр, изделие 2.01). В будущем он станет частью экспозиции современной авиации, которая была спасена с Ходынского поля.

«Этот челнок в космос не летал в отличие от трех аппаратов, находящихся в данный момент на космодроме Байконур. Это наземная модель, которую построили для испытания авионики. Всего было сделано 13 корпусов. Программа оказалась короткой — в 1988 году началась и в нем же закончилась», — рассказал Андрей Первов, руководитель пресс-службы обнинской ассоциации «Народный проект».

Модель впервые была доработана для более сложного и длительного полета. При ее помощи планировалось провести испытания в реальных условиях системы питания на базе генераторов с водородно-кислородными топливными элементами. Однако степень готовности челнока не довели даже до 50% по причине нехватки финансирования в условиях перестройки.

«Это один из последних «Буранов», он долгое время стоял на Тушинском машиностроительном заводе. Четыре года назад его собирались утилизировать, но благодаря усилиям Героя России, летчика-космонавта Магомеда Толбоева он был вывезен на аэродром в Жуковском, а затем передан Музею техники для восстановления. После ремонта он останется здесь, на кинокомплексе «Военфильм-Медынь», — отметил Первов.

Вклад калужских инженеров

На челноке предстоит восстановить все, начиная от шасси, остекления и теплозащитной плитки. Многие элементы придется воссоздать с нуля. Утешает то, что все эти компоненты на оригинальный «Буран» изготавливались в Калужской области, в обнинском АО ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина. По словам Первова, сейчас ведутся переговоры о совместной работе, благо материалы и наработки сохранились.

«Будет воссоздан интерьер, но для этого нужны другие специалисты. Опыт восстановления «Буранов», к счастью, есть. Уже был отреставрирован челнок, который находится сейчас в учебном центре «Сириус» в Сочи. Все будет зависеть от финансирования. Зная Вадима Задорожного, в космос он, конечно, не полетит, но выглядеть будет достойно», — заверил эксперт.

Про объемы финансирования проекта пока говорить сложно с учетом сложившейся экономической ситуации. К тому же реставрация тоже может проходить по-разному. Например, на оригинальный «Буран» устанавливались 38 000 сверхлегких плиток с содержанием платины и золота, которые точно повторяли контур фюзеляжа и крыла. Для выставочного экземпляра такая точность в материалах избыточна, вполне можно обойтись авиационным стеклом.

Интересные факты

Побывавший в космосе «Буран» с двигателями без горючего и экипажа весил 60 тонн. На Байконур три аппарата доставлялись знаменитым самолетом Ан-225 «Мрія», самым большим транспортником в мире. Единственный его экземпляр был утрачен буквально недавно на Украине.

Советские ученые сразу заложили параметры с запасом. Если американский шаттл был рассчитан на полет восьми человек максимум на 14 дней, то «Буран» предполагал автономное существование 10 человек на месяц.

Что удивительно, в 1988 году, когда произошли первый запуск «Бурана» и его посадка, СССР тоже находился в режиме санкций, особенно по микроэлектронике. Полет шокировал мировую общественность, которая не верила, что такое возможно. Проект был фантастичен по конструкторским задумкам и дальновидности. И с частью этой удивительной программы теперь можно познакомиться поближе в Калужской области.

Николай ВОЛОДИН. Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.