Тёплое местечко для коррупции

Последние два года это муниципальное предприятие стало регулярно фигурировать в информации правоохранительных органов. Но, как оказалось, еще задолго до скандальной огласки Калугатеплосеть превратилась в теплое местечко для «цветения» коррупционных сделок и преступлений. Все благодаря настоящему криминальному таланту одной дамы, которая трудилась там на экономическо-юридической ниве.

Однако расследование уголовного дела конкретно по ней еще не завершено – слишком много эпизодов, и потому требуются время на их проверку и доказательства. А вот два бывших генеральных директора МУПа, с которыми работала дамочка, уже получили свои сроки.

Первым, напомним, сел на скамью подсудимых, а затем отправился в места лишения свободы на четыре с половиной года Виктор Устинов, руководивший МУПом в 2015 – 2016 годах. На днях стало известно о вынесении приговора его предшественнику в кресле директора, товарищу Монеткину (фамилия изменена, т.к. приговор в законную силу еще не вступил). Ему за хищения с использованием служебного положения придется провести в тюрьме четыре года.

И хотя Устинова следователи вычислили первым, но клубок коррупционных схем привел их спустя семь лет именно к Монеткину и его «коллегам» по криминальным сделкам. Генератором же идей был другой человек в руководстве предприятия. Назовем ее Акуловой. Грамотный специалист, имевшая юридическое и экономическое образование, она хотела жить не просто богато, а очень богато. И придумала, как добиться своей цели. Но для ее достижения нужны были согласия и подписи других руководителей – директора и главного инженера.

– В Калуге в то время работало СУ-155, застраивавшее Маяковку. С ним Калугатеплосеть заключила договор на поставку тепла. Но квартиры плохо продавались, выручки не было, и строители задолжали МУПу почти 9 млн рублей, – рассказал заместитель прокурора г. Калуги Виктор Толкачев. – Понимая, что денег у СУ-155 нет, Акулова предложила им расплатиться квартирами, пообещав, что по документам все будет оформлено так, что комар носа не подточит. И действительно все с юридической точки зрения сделала виртуозно.

Акулова через своих знакомых привлекла юридическое лицо, некое ООО «Агрос», с которым МУП заключил договор подрядных работ и якобы задолжал за сделку 8,5 млн рублей. Затем подписывается еще один договор – об уступке права требования между ООО и СУ-155. В итоге долг за тепло строителей перед коммунальным предприятием переходит к «Агрос», и уже с этим юрлицом СУ расплачивается квартирами.

– Однако, чтобы провести все это по документам, Акулова должна была заручиться поддержкой директора и главного инженера муниципального предприятия. На липовых ведомостях, приказах и сметах должны были стоять их подписи, – поясняет Виктор Толкачев. – Надо отдать должное Монеткину: он согласился на махинации отнюдь не сразу, как и главный инженер. Акуловой пришлось идти на хитрость, говорить последнему, что директор уже согласен. А ты, дескать, если будешь против, окажешься без работы. Монеткина, напротив, убеждала в том, что с главным инженером уже все обговорено.

Так двое мужчин, о которых прежде отзывались как о людях честных, надежных и крепких хозяйственниках, оказались втянуты в заведомый криминал. Впрочем, оба не особо и упирались, когда поняли, что одной только шариковой ручкой можно заработать халявную квартиру.

К слову, о недвижимости. СУ-155 за задолженность передало в липовое ООО три квартиры, фактическими получателями которых в 2014 году стала именно троица из МУПа. Как позже удалось доказать следствию, Акулова оформила полагающуюся ей недвижимость на двоюродного брата мужа, главный инженер – на тещу, а Монеткин – на своего отца.

Монеткин в 2016-м перешел руководить другим коммунальным предприятием в Калуге. А когда Калугатеплосеть возглавил Устинов, они с Акуловой быстро спелись и поставили коррупционные махинации почти что на поток.

– Было доказано девять эпизодов, в уголовном деле фигурировали многомиллионные схемы. И были там уже не квартиры, а именно деньги, огромные суммы за не существовавшие работы по липовым договорам, – отмечает Виктор Толкачев.

Как долго работала бы эта «молотилка», неизвестно. Но на сделки МУПа обратили внимание в налоговой службе, где заметили признаки фирм-однодневок, и в УФСБ. Сотрудники именно этого ведомства проводили оперативно-розыскную работу, устанавливая предполагаемые на тот момент схемы, определяя круг причастных лиц и тех, кто мог давать показания.

Уголовные дела по Устинову и Акуловой были возбуждены в 2018 и  2019 годах, до Монеткина добрались к 2021-му. И если мужчины уже услышали в свой адрес судебные решения, то дамочке это еще предстоит. По словам представителя прокуратуры, в деле Акуловой не исключена формулировка об организованной преступной группе, а это уже боле тяжкое преступление. Возмещение же причиненного ущерба обеспечено наложением ареста на имущество обвиняемой.

Монеткину дали четыре года исправительной колонии общего режима, по сути, за один преступный эпизод. Устинов получил на полгода больше за хищение около 35 млн рублей. Казалось бы, маловато.

– Устинов заключил досудебное соглашение с обвинением, что стало смягчающим обстоятельством. По закону при таком соглашении наказание не может превышать половину максимального срока, предусмотренного статьей обвинения. В нашем случае это ч. 4 ст. 160 УК РФ, предусматривающая максимум до 10 лет лишения свободы. Получается, что Устинов, как и Монеткин, получили свое по полной. Наказание справедливо, – заключает заместитель прокурора г. Калуги Виктор Толкачев.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Игоря РУЛЁВА.