Цветы для Сталина

Генералиссимус Победы почтил визитом премьеру в Калужской драме. Главреж Роберт Манукян вышел в роли Иосифа Виссарионовича на финале «12 стульев», получив букет и овацию.

Постановщик загадал публике ребус, развесив недописанные революционные лозунги. Их каждый прочтет по-своему, ведь «бытие определяет сознание», обращение «трудящиеся» вызвало в премьерном зале взрыв хохота.

Ильф и Петров создали антинэпманский памфлет про Россию, нашпигованную паразитами. Весь он – развернутое стихотворение Маяковского «О дряни». Можно ли заставить производить материальные и духовные ценности «голубого воришку» (Сергей Вихрев) или «людоедку» Эллочку (Ирина Желтикова)? Только на канале имени Москвы, куда эта шушера вскоре и была направлена.

Остап (Игорь Кумицкий) путешествует по паноптикуму уродов, как новый Чичиков, «доя» чающих реставрации капитализма госслужащих и лавочников. «Фармазонщик» Бендер вызывает сочувствие, ведь его жертвы отвратительны. Образ Остапа несет отсвет трагической, исполинской личности прототипа, Осипа Шора, героя ЧК, советского Видока.

Спектакль да и действо в фойе насыщены музыкой 20 — 30-х годов (подбор Дмитрия Клейля). Преобладает в этой солянке блатной фольклор, «Бублички», «Цыпленок жареный» и образец пошлости, «Кирпичики». Артисты получили номера для исполнения на корпоративах.

Поразило точное исполнение Дмитрием Трифоновым танго «Магнолия» Вертинского. По-новому прозвучала «Одесса, жемчужина у моря», ее счет «горя» умножился после аутодафе 2014 года и сегодня растет.

Спектакль построен как сэндвич, прослойку рассказов «о дряни» обрамляют песни про людей – «Широка страна моя родная» и «Здравствуй, страна героев». В 1928 году роман был издан огромным тиражом, а в 1948-м запрещен, чтобы даже не напоминать гражданам о скверне НЭПа.

Ведь мечтающих о паразитизме всегда много. Даже дворницкие приватизированы «беззастенчивыми голубыми воришками» в новом Старгороде, поэтому на его улицах – то каток, то самум. Каждое слово Ильфа и Петрова (Дмитрий Денисов и Кирилл Бессонов) било «не в бровь». Сбор Остапом денег на капремонт вызвал гомерический хохот зала.

Сатирики высмеяли в образе театра «Колумб» изыски Мейерхольда. Постановщик же решил показать модные трансгендерные игры — невесту изобразил Андрей Соловьев, а жениха — Елена Короткова. И Остап «кормился тем, что показывал на ярмарке толстого, грудастого монаха, выдавая его за женщину с бородой».

Гвоздь постановки – декорация в стиле конструктивизма (Борис Шлямин), напоминающая шедевры Экстер и Дмитриева. Костюмы Оксаны Богданович создают атмосферу оперетты.

Зрители стали и участниками аукциона, и васюковцами, мечтающими, что их дыра станет Новой Москвой. Они с удовольствием подавали милостыню «бывшему депутату Государственной думы, отцу русской демократии» (Владимир Прудников).

Спектакль густонаселен, «такое скопление людей я видел только на фресках Сикейроса и в фильмах Бондарчука». Задача Роберта Манукяна по выкраиванию из романа-эпопеи пьесы приемлемого размера не проста. Поэтому зачем он ввел дополнительные тексты, превратив, например, Мусика (Мария Артемьева) в героиню революции, осталось тайной.

«12 стульев» идут сейчас у Коляды и в театре Надежды Бабкиной. Материал острый и лакомый – каждую роль можно сыграть как бенефисную! Чего стоят кульбиты отца Федора (заслуженный артист России Михаил Кузнецов), «Гаврилиада» поэта Ляписа (Вячеслав Соколов)!

Спектакль пробудил желание перечесть не только сатирический роман, но и «Победу» Чаковского. Даешь «Золотого теленка», драма!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Виктора КРОПОТКИНА и Анны ЗОЛОТИНОЙ.