Вопреки «закону джунглей»

Дипломники мастерской народного артиста РФ Сергея Яшина с актерского факультета ГИТИСа взволновали калужских театралов постановкой «Леса» Островского. Половину переаншлагового зала драмы занимали студенты и школьники – это ли не доказательство актуальности русской классики!

На официальном сайте театра ГИТИСа отмечено, что «Лес» предстает как описание современного состояния страны и мира». Восмибратовы (Артем Анашкин и Вадим Соснин) показаны как два братка-бандита, появившиеся в девяностые и с тех пор пошедшие в рост.

Наезды, обманы, бандитские стрелки, «джунгли», где выживает подлейший, – все как из хроники. Островский – театр-док! Снова напомним, что в Калуге, в еще стоящем на улице Луначарского доме, жил соавтор русского Мольера, Николай Соловьев.

Живая, музыкальная постановка напомнила о напевности кристальной русской речи. Артисты составляли органичные ансамбли, были активны, но без хлопотливости, создавая гротескный мир «щедринского смеха» сквозь слезы.

Старуха Гурмыжская (Анастасия Волченко) гнобит сироту Аксюшу (Анна Макарова), конкурентоспособная Улита (Полина Кугушева) «зализывает» барыню до дыр. Неуч и хам Буланов будто из соцсети выпрыгнул. Из скромного материала Хюкджунг Ли сделал яркую роль народного резонера Карпа.

Но гвоздь спектакля — Алексей Кручинин (Несчастливцев). Студент — стипендиат Союза театральных деятелей РФ, победитель IV Международного конкурса чтецов «Добрый сказ», I Международного студенческого фестиваля дипломных спектаклей «GITIS-fest» в номинации «Лучшая мужская роль» именно за этот образ. В сериале «Там, где нас нет» юноша сыграл вторую по значению работу.

Актер вернул роли Несчастливцева ее изначальный блеск, ведь первая постановка шедевра в 1871 году была бенефисом Бурдина, игравшего этого трагика. Герой Островского благороден и простодушен, как Дон-Кихот, хитроумен и отважен, как д’Артаньян. Среди мертвых душ, обитателей «джунглей» поместья Пенькова, только два нищих странника-актера – вечнозеленые деревья.

Они, несмотря на горести и нужду, тузят друг друга беззлобно, как карапузы в песочнице. В каждой шутке есть доля шутки — артист Счастливцев (Кирилл Лясковский) вместо паспорта носит в кармане газетную статью с ругательной строкой о себе. Ведь – «время говорит шорохом газетных страниц», а о чем не говорит – того и нет вовсе.

Хор крепостных крестьян значим в постановке, как у Софокла. Режиссер Сергей Яшин «попал в десятку», взяв за основу музыки к спектаклю монументальное произведение лауреата Государственной премии СССР Валерия Гаврилина, хоровую симфонию-действо «Перезвоны». Артист Михаил Ульянов писал по другому поводу: «Если и есть что-то в спектакле поистине русское, могучее — то это музыка Гаврилина!»

Спектакль прозвучал пронзительно, как давние стихи годины имперской реакции: «Лес рубят — молодой, нежно-зеленый лес». Удачи вам, «саженцы» ГИТИСа!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.