Оцифровываемся

В марте сразу несколько вступающих в силу федеральных законов ведут речь о замене бумажной процедуры электронным форматом.

Начнем с того, что отныне свидетельства о рождении и справки о смерти в обязательном порядке должны оформляться в электронном виде. Полгода они были необязательными и — только по желанию граждан. Сейчас наоборот: бумажный вариант будет выдаваться на основе цифрового, как дополнительный.

Еще недавно свидетельство о рождении выписывали в загсе, для чего требовалось личное присутствие родителей. Учитывая, что этот первый в жизни человека документ делался спустя всего несколько дней после родов, понятно, почему процедура была достаточно напряжна для всех ее участников. Упрощенный вариант – сидя дома, перед экраном дисплея на сайте госуслуг – был давно ожидаем.

Электронная платформа позволяет удаленно подать все нужные данные и зарегистрировать рождение ребенка. Документы должны прийти в личный кабинет матери и отца.

Правда, есть одно условие, при котором возможно удаленное оформление: у малыша должно быть два формальных родителя. Если отцовство не установлено, матери все равно придется лично идти в загс или МФЦ.

Аналогично работает сервис «Утрата близкого человека». Заходя на него, можно не только в конечном итоге получить электронную справку о смерти родственника, но и узнать алгоритм действий в таких случаях. Ранее документ выдавал загс. Кто-то занимался этим вопросом сам, кто-то поручал его ритуальным конторам, не бесплатно, разумеется.

Есть ли у электронной версии двух, я бы сказала краеугольных, свидетельств человеческой жизни минусы? К сожалению, цифровые базы иногда взламываются. Как обещают, конфиденциальность сведений и документов, собранных в реестре, будет гарантирована.

Что касается возможных сбоев в программе, ограничений доступа и прочих технических неполадок, то гарантировать такое в каждой конкретной поликлинике или учреждении вряд ли возможно. Поэтому я бы не стала целиком доверяться электронной возможности, а все-таки подстраховалась и сходила в контору для получения бумажного носителя.

С 1 марта до середины года вновь продлевается порядок оформления инвалидности по упрощенной системе. Сделать это теперь можно до 1 июля 2022 года. Она заключается в том, что данные о человеке, прохождении реабилитации, справки можно передать без личного посещения медико-социального бюро. Все сведения об инвалидности будут передаваться поликлиникой.

Продление инвалидности по упрощенке сейчас делается автоматически, на полгода. Что касается тех граждан, чье состояние ухудшилось и требуется поменять группу, то в этом случае тоже можно воспользоваться правом на заочное прохождение МСЭ.

Узнать, дали или продлили инвалидность, можно через Федеральный реестр инвалидов, доступ к которому будет у тех, у кого имеется учетная запись на госуслугах.

И напоследок о том, что не все и не всегда теперь будет делаться удаленно, особенно если это касается лечения.

С начала этого года из-за большой загруженности медперсонала поликлиник и с целью предупреждения распространения ковида оформление и закрытие больничных разрешено было делать по телефону, дистанционно.

Предполагается, что такой способ будет актуален до 15 марта. Продлят ли его и дальше? Пока неизвестно. Судя по тому, что крайняя необходимость в удаленной постановке диагноза отпала — зачем? Сбор анамнеза и назначение препаратов предполагают личное присутствие пациента, и это как раз тот случай, когда электронный формат общения – не лучший вариант. Поэтому будем надеяться, что российский Минздрав отменит свой приказ и мы вернемся к старой проверенной временем системе лечения.

Елена ГУСЕВА.

Фото ppt-online.org.