На тормоз не поставили

Калужские власти не оставляют попыток улучшить ситуацию с транспортом в областном центре. Но до конца этого пути еще далеко.

Экономическая обстановка в стране сейчас заставляет не просто пересчитывать в свете новых реалий возможные затраты на еще вчера, казалось бы, рентабельные проекты, а делать это с особой тщательностью. С одной стороны, властям важно экономно относиться к бюджетным тратам. С другой – не откладывать в долгий ящик уже давно назревшие проблемы. Даже финансово затратные. И вопрос транспортного обслуживания некоторых микрорайонов Калуги как раз из их числа.

Взять хоть Правобережье, где проблема нехватки общественного транспорта растет вместе с расстраивающимися микрорайонами. Много раз случавшиеся переговоры горуправы с частными перевозчиками, которые в основном и обслуживают маршруты через Оку, кардинально ситуацию не меняли. А пущенный в небольших количествах муниципальный транспорт не покрывал весь пассажиропоток.

Правда, недавно пришла добрая весточка: закуплено три автобуса для нового муниципального маршрута № 39(л) «пл. Победы – Рождествено – Европейский квартал». Он заменит старый 93-й и будет обслуживаться МУП «УКТ» с предоставлением права льготного проезда. На приобретение автобусов из городского бюджета выделено 15,9 млн рублей и еще 7,5 млн – на оплату лизинга пассажирской техники. Новый маршрут планируют запустить с 1 апреля.

Но любому горожанину очевидно, что приобретенные три автобуса проблемы явно не решат. Говорит об этом и руководитель МУП «УКТ» Вадим Витьков.

– В существующих реалиях густонаселенного и развивающегося микрорайона Правобережью необходимо дополнительно порядка 80 автобусов большой и средней вместимости, – высказал свое видение в разговоре с медиакорпорацией «Калуга Сегодня» Вадим Витьков. – Я бы сделал из них микс в зависимости от времени. Но упор все-таки на транспорт большой вместимости. Плюс троллейбусы. Их тоже неплохо было бы усилить.

В управлении городского хозяйства Калуги не отрицают, что необходимо менять принцип работы общественного транспорта, некоторые схемы маршрутов, тип и количество транспортных средств.

«Также основополагающими изменениями являются обновление подвижного состава путем замены транспорта малой вместимости на транспорт средней и большой вместимости, оптимизация маршрутной сети, выработка единого расписания движения», – значится в официальном ответе УГХ на запрос редакции. Причем имеется в виду весь областной центр, а не только Правобережье.

В 2020-м началось движение по этому пути, тут же получившее в народе название «красной (или октябрьской) транспортной революции». Тогда было приобретено в лизинг 60 новых автобусов (19 большой и 41 средней вместимости), которые теперь курсируют в северную часть Калуги. В прошлом году дополнительно было приобретено в лизинг еще четыре автобуса для обслуживания льготных маршрутов в таких направлениях, как деревни Петрово, Доможирово и Лихун.

Это было началом пути по улучшению сети общественного транспорта в Калуге. В надежде продолжить область подала заявку на участие в программе инфраструктурного бюджетного кредитования. Но она, увы, была отклонена конкурсной комиссией в декабре 2021 года. И транспортная революция «заглохла».

Своими силами весь необходимый объем финансирования просто не вывезти. Новый пассажирский транспорт – дорогое удовольствие. Даже в масштабах региональной казны, не говоря уже про бюджет Калуги. Один троллейбус стоит около 30 млн рублей, а их надо десятки.

– И потому обновление транспорта во всем мире, а не только в России всегда происходит за счет бюджетов. Это вклад в инфраструктуру городов, – утверждает Вадим Витьков.

Со своей стороны регион готов помогать областному центру не просто обновлять парк муниципального транспорта, но и приобретать ранее не использовавшуюся у нас технику.

«На сегодняшний день для Калуги однозначно выходом является переход на новые гибридные троллейбусы. Мы очень надеемся войти в программу модернизации общественного транспорта, которая сейчас разрабатывается правительством страны», – сказал губернатор Владислав Шапша в интервью РИА «Новости» в феврале этого года.

О троллейбусах с автономным ходом, которые могут двигаться и по контактной сети, и без нее – на накопленном заряде, в УКТ мечтают давно. Такие машины улучшили бы транспортную доступность Анненок и Турынина, например. Но когда гибридные троллейбусы появятся на улицах Калуги, теперь неясно. Хотя заявления главы региона о такой необходимости обнадеживают.

В управлении городского хозяйства, правда, уточняют: после отклонения заявки калужан в программу инфраструктурного бюджетного кредитования будут искать новые пути для разрешения транспортного вопроса. Одна из таких перспектив – возможность поучаствовать в федеральной программе для получения субсидии на приобретение городского пассажирского транспорта в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В горуправе готовы подать соответствующую заявку уже в этом году.

Иными словами, калужские власти не ставят вопрос улучшения пассажирских перевозок на тормоз. Просто пока, выделяя и изыскивая средства на это, вынуждены, по сути, выбирать между «надо» и «очень надо».

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.