В шаге от кровавой бойни

17 марта 2022 г. 17:44

В конце февраля управление ФСБ России по Калужской области рассказало «Знамени» о том, что оперативниками службы были найдены два подростка, которые планировали серию нападений на учебные учреждения. Парни жили в разных регионах: один – в Калужской области, второй – во Владимирской, и встретились в Сети на фоне общего интереса к движению «Колумбайн»*.

К счастью для их родителей, земляков и их самих, ФСБ удалось пресечь «увлечение» на стадии намерений, и кровавого «скулшутинга» в калужских школах не случилось. Что не означает отсутствия наказания для самих подростков. Нашего несовершеннолетнего земляка суд отправил на принудительное лечение, признав его неадекватным. Что касается его «напарника» из Владимирской области, то с ним провели необходимую профилактику и планируют поставить на учет в отделе по делам несовершеннолетних.

Казалось бы, надо перекреститься и выдохнуть, ведь ничего не случилось. Однако, на наш взгляд, отворачиваться от такой информации не стоит ни педагогам, ни родителям. Как гласит латинская пословица: «Предупрежден — значит вооружен». Напомним, что в феврале этого года движение «Колумбайн» признано террористической организацией, деятельность которой на территории России запрещена.

Как пояснили эксперты в сфере госбезопасности, участие в подобных тематических сообществах может быть классифицировано как преступление, ответственность за которое предусмотрена статьями 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, оправдание или пропаганда терроризма»), 205.4 УК РФ («Организация террористического сообщества и участие в нем»). А наказание за подобную деятельность включает пожизненное лишение свободы.

Эксперты уверены, что не стоит «дремать» преподавательскому составу образовательных учреждений. Учителям и школьным психологам надо быть внимательнее к тем детям, которые агрессивны к учителям и одноклассникам, и, если возникают подозрения, не бояться передавать информацию правоохранителям. Ведь едва ли не главное в такой ситуации – не опоздать.

За комментариями мы обратились к экспертам — лейтенанту юстиции, юридическому психологу Наталье Васильевой и клиническому психологу, к.п.н., профайлеру Ирине Макаренко. По их мнению, целями незаконных организаций, которые вовлекают в подобные сообщества подростков, можно назвать дестабилизацию общества, разрушение отношений, которые в нем сложились. Такой метод помогает им сформировать легкоуправляемую прослойку общества, попутно демонстрируя людям власть, которой обладают над государством и его народом, уничтожая поколения. Наконец, они добиваются личной выгоды, порой не только материальной.

— Как определить, что группа, в которую вступил подросток, относится к незаконным идеологическим организациям?

— Есть несколько признаков. Первый – это приверженность ее участников крайним взглядам, отрицание ими норм и правил общества. Создатели таких сообществ ставят целью борьбу с людьми, которые отличаются друг от друга по полу, национальности, расе, вере, социальной группе, просто имеют иное мнение. Ими планируются посягательства на законные права и свободы граждан, в том числе право на жизнь и здоровье.

— Как в них попадает молодежь?

— На первом этапе работают наводчики, которые вычисляют потенциальный объект вербовки, определяют жертву. Это могут быть грустные статусы в Сети, проблемы с родителями, сложности в коллективе. На следующем этапе подготовительную работу начинает мотиватор. Он завязывает знакомство, входит в доверие, обсуждает существующие проблемы, указывает на наличие таких же, преувеличивает их. И вот жертва уже готова к следующему этапу обработки – идеологической работе.

Мотиватор показывает «выход из ситуации» — манипулирует обещаниями, что только в этом сообществе ты значим, ты нужен, ты можешь сделать что-то важное, именно здесь тебе помогут, ты даже можешь спасти мир. И снова жертва ловится «на удочку». В финале подростку делается «уникальное, эксклюзивное» предложение — встретиться с «очень важным человеком». На последнем этапе в работу вступает вербовщик: «Мы тебя заметили, мы тебя понимаем, ты уникален, мы ценим твои способности, только ты можешь с этим справиться, мы готовы поручить тебе важное дело».

— Что делать родителям? Чему они должны научить своих детей?

— Защищать себя, не давать замутить свое сознание и не превратиться в бездумное существо и бессловесный инструмент в руках лидера и участников организации.

Первое: подросткам надо быть осторожными. Не рассказывать незнакомым или новым знакомым о своей семье, о работе своих родителей, об отношениях с ними. Не сообщать таким людям сведения о себе, своей школе, дополнительных занятиях, местах, которые планируете посетить или часто посещаете, и т.п.

Если подростка что-то тревожит, пугает в общении или вызывает непонимание, надо сразу рассказать родителям или взрослым, которых он знает и доверяет. Приучите детей ни в коем случае не соглашаться на личную встречу с незнакомыми людьми и в незнакомых местах. Если же новый знакомый пытается настроить подростка против его семьи и предлагает стать для него лучшим другом, дарит подарки и в то же время критикует родителей и семью, это повод для беспокойства и сообщения родным.

Ребенок должен помнить, что не все говорят правду о себе и не все то правда, о чем пишут и что показывают. Его стоит учить не принимать заманчивые предложения о «супервозможностях», эксклюзивных «только для него» подарках, больших заработках, неожиданном выигрыше, уникальной возможности.

Второе: подросток должен уметь анализировать и не становиться марионеткой в чужих руках. Общаясь, он должен отвечать на вопросы: зачем этому человеку общение со мной, что он может получить от меня? Зачем мне общение с этим человеком, что хочу получить я? Что привело меня к общению с этим человеком? Почему для меня важно общаться с ним или быть членом этого сообщества?

Подросток должен обдумать, как отнесутся его друзья, родители, учителя к общению с незнакомым человеком, придется ли его скрывать, и если да, то почему, что именно может вызвать негативную реакцию близких. Есть ли в этом общении что-то, что его настораживает, что создает или создаст ему проблемы, от чего ему придется отказаться ради этого общения. Наконец, он должен обдумать, что ему известно об этом человеке и сообществе и по какой причине он ему доверяет, а также что случится, если он прекратит общение.

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото pixabay.com.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.