Молочные реки, козельские берега

Сорок пять лет — зрелый возраст. За это время можно набраться опыта, заработать репутацию и достичь успеха, обойдя множество подводных камней и ухабов. Именно это случилось с Козельским молочным заводом, история которого началась в далеком 1975 году.

Именно тогда на Калужской земле было начато строительство предприятия, которое должно было специализироваться на выпуске сухого обезжиренного молока. Уже через два года, в 1977-м, оно было введено в эксплуатацию. В полную мощность вскоре заработали цеха приемки молока, масла, сухого обезжиренного молока, цельномолочной продукции. На предприятии работал технологический контроль — лаборатории приемки молока и микробиологическая.

Первым директором этого завода стал Иван Яковлевич Петрухин, участник Великой Отечественной, ответственный и серьезный руководитель. Другого бы на эту должность не поставили: на момент открытия таких предприятий, как Козельский завод сухого обезжиренного молока (СОМ), во всей стране было построено всего пять.

Сюда приезжали лучшие, ведь молодые специалисты не просто получали работу, но и жилье, и перспективу роста от рабочего до начальника цеха. О том, как Козельский молокозавод встретил новую эпоху, какие перемены претерпел и как развивается одно из самых успешных предприятий региона сейчас, мы побеседовали с генеральным директором ООО «Агрофирма «Оптина» Сергеем КОТОВЫМ.

«В перестроечные годы Козельский молочный завод оказался на грани банкротства, но ситуация изменилась в корне, когда в 2002 году на предприятие пришел инвестор и учредитель Петр Бишко. Началось возрождение», — вспоминает он.

Как рассказывает Сергей Иванович, инвестор нашел средства на восстановление и развитие предприятия. Его заслуга в том, что в 2017 году был достроен цех цельномолочной продукции, возведение которого остановилось из-за отсутствия средств. Сейчас он носит название цех творожных изделий и выпускает все виды творога, включая уникальный мягкий творог, глазированные сырки, плавленые сыры и многое другое.

В чем секрет успеха? Как и во многих других областях, козельское предприятие спасла идея. Каждый покупатель увидит на упаковке слово «живой», что означает полностью натуральный состав. Сырье закупается у местных поставщиков, которые вполне способны обеспечить предприятие с производством свыше 18 000 тонн готовой продукции в год.

Мы уже говорили, что на заводе выпускают мягкий творог. Так получилось, что предприятие стало обладателем редкого оборудования, которое оказалось никому не нужным.  Разработали рецептуру, попробовали «на зуб» и не первый год выпускают продукт, который обладает иммуноукрепляюшими свойствами. Дело в технологии: если при производстве традиционного творога сыворотка отделяется, то для мягкого используется сепарация, при которой часть сыворотки остается в продукте и добавляет ему полезных свойств. В общем, детям рекомендуется.

К слову, об иммунитете: на здоровье покупателя работают выпускаемые предприятием иммуноцея и бифилактин. И постоянные покупатели ценят такое отношение.

Впрочем, настоящим хитом завода стало козельское мороженое. «До 2013 года мы его не выпускали. Начали с небольшого участка, а в 2020-м серьезно реконструировали цех, и за два года он достиг предельной мощности. Поэтому теперь мы расширяем производство и уже строим новый цех мороженого и детского питания», — рассказывает Сергей Котов.

Еще один козельский молочный бренд — сливочное масло, которое производится методом непрерывного сбивания. Поэтому вкус его отличается от привычного российскому потребителю. 

Директор приводит в пример курьезную, но грустную историю. Как-то козельскую продукцию попробовали коллеги — производители молочных изделий. И вынесли вердикт: у них продукция натуральная, а эта на вкус совсем другая, ненастоящая. В реальности дело обстояло с точностью до наоборот. Сказалась привычка к продукту с добавлением растительных жиров, вздыхает эксперт.

А в том, что продукт натуральный, можно не сомневаться. Одна из сетей экологического питания, перед тем как поставить козельские новинки на прилавок, потребовала сертификат и проконтролировала рецептуру. Чтобы никаких «Е» в составе. Проверку агрофирма прошла, и срок годности на упаковке — не более семи — десяти дней — тому доказательство.

По словам генерального директора, сейчас на счету у ООО «Агрофирма «Оптина» — свыше полусотни наименований продукции, которая на 50% уходит в Москву, остальное распределяется по торговым точкам Калужской и нескольких соседних областей.

К слову, к ассортименту здесь относятся со вниманием: в год пробуют одну — две новинки, разнообразят старый новыми видами. Например, в прошлом году многочисленных любителей козельского мороженого порадовали новыми вкусами — с манго, вишней, черной смородиной и сливой.

«Мы изучаем спрос, выявляем продукты, которые пользуются большим спросом, наши маркетологи из подразделения «Торговый Дом «Оптина» определяют направления.

Сначала новый товар проходит экспериментальную стадию, вносятся корректировки в его состав, и только потом он уходит на прилавок», — рассказывает гендиректор. По словам Сергея Котова, бывает и так, что завод отказывается от продукта. Причина одна: невостребованность у клиента, угасание или низкий спрос на продукцию. 

Директор завода отлично знает, сколько человек трудится на его предприятии, — 259, всего в холдинге — 485. «За пять лет число наших специалистов выросло на полторы сотни, а количество сотрудников, которые проработали на предприятии свыше тридцати лет, — более 20 человек», — с гордостью говорит он. Причем женщин и мужчин среди работников — примерно пополам.

За верность предприятие платит «взаимностью»: ежегодно старается премировать передовиков ко Дню работников сельского хозяйства и к собственным юбилеям. Действует тут и полный пакет льгот, выплаты к свадьбе и рождению ребенка, компенсации по ипотеке. К слову, сотрудники «Оптиной» — местные жители, поэтому завод для них — не просто место работы. 

Есть здесь и целые династии — Соломатиных, Кавочкиных, Петрухиных, Матвеевых… А старейшей сотрудницей предприятия является Иванова Вера Ивановна, стаж которой составляет 49 лет. Да, ошибки тут нет: просто трудиться она начала еще до строительства Козельского СОМа.

… Новые времена требуют новых начинаний. Не отказываясь от традиционных продуктов, завод планирует новые линии. Так, недавно была запущена «кокосовая» линия с изделиями, которые придутся по вкусу вегетарианцам. А в планах — сырное производство. Будем ждать, ведь «оптинское» качество нас еще ни разу не подводило.

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.