Мужские игры

Калужский режиссёр снял комедию о футбольных фанатах.

«Хулиганы зеленой улицы», «Фабрика», «Околофутбола», «Ультра» — славный ряд этих знаменитых лент вполне может пополнить работа урожденного калужанина, актера, режиссера, продюсера и клипмейкера Григория Иванца. В соседней Тульской области в февральскую непогоду он снял тридцатиминутную «околофутбольную» комедию, в которой продолжается история героев его короткометражки «Курорт. Провинциальная история Хэ».

О чем лента? Она посвящена редким персонажам отечественного кино – футбольным фанатам, их образу жизни, философии и кодексу поведения. История получается по-настоящему мужской и реалистичной, отчасти оттого, что в кадре появляются и фанаты, по сути, играя себя самих.

Уникальная ниша, которую занял Иванец, родилась из его же актерского опыта, в котором есть Паша Бритва, «антигерой» российского хита «Околофутбола». С режиссером ленты мы говорим обо всем: актерах, финансах, драках и современном российском кино.

— Это пилотная серия для предоставления инвесторам. Для интернет-платформ «ОККО», «ТНТ-премьер», «Кинопоиск». Уже создана арка для восьмисерийного сериала с нашими героями. Это продолжение моей короткометражки 2016 года «Курорт. Провинциальная история Хэ», которая снималась в очень тяжелых условиях и, что называется, «зашла» целевой аудитории – футбольным фанатам. Поэтому я решил, что сниму ленту о том, что происходит с героями дальше.

В российском кино на месте «фанатской» темы – зияющая дыра, режиссеры боятся браться за нее, потому что персонажи – проблемные. Фанаты – это единственная категория, которую трудно организовать официальным властям.  

— Как отбирали актеров?

—  Актерский состав во многом решает судьбу ленты. Когда я беру фанатов, непрофессионалов, они создают нужную атмосферу. Без них это не снять. Я ими доволен. Некоторых брал с опаской, полагаясь на чутье, не представляя, какой человек в работе. Однако оказалось, что они «правильные», органично смотрятся в кадре. На тренировках им пришлось очень быстро «вводиться» в профессию, но они справились с этим достойно.

С другой стороны, в первом фильме играло много актеров без опыта, и я, конечно, почувствовал это во время съемок. Когда актерский состав пятьдесят на пятьдесят состоит из профессионалов и непрофессионалов – это то что нужно. Особенно когда задачи ставятся посложнее. К примеру, персонаж Игоря Корнилова, шаман Любомир, — его может сыграть только профессиональный актер. Поэтому там, где по роли много текста и событий, работают опытные актеры: Михаил Гудошников, Варвара Бородина, Иван Фоминов, Александр Ратников, Павел Давыдов, Влад Конопка. Благодаря их «присвоению» текста сценария преображаются, оживают сцены.

Они работали без гонораров. Привлекала необычная «мужская» тема: про футбол, драки у нас никто не снимает классного кино.

А актрису на главную роль, Варвару Бородину, искали долго. И когда я увидел ее — с огромными глазами и органикой — в кадре, понял, что главный женский персонаж у нас есть. И очень доволен тем, как она работала.

— Какой жанр будет у ленты?

— Это черная комедия с налетом китча и иронии. В ней есть нецензурная лексика, потому что про фанатов нельзя снять кино без мата, это часть субкультуры. Но я не люблю этого, поэтому в итоге будут две версии:  «запиканная» и нет. 

В фильме будут драки: девять человек против 15, те же девять – против сорока. Постановщик трюков – каскадер Александр Герасимов, опытный и известный по работам в «Анне Карениной», «Вратаре галактики», «Географ глобус пропил», «Викинге» и многим другим. 

— Откуда взяли деньги? Свои вкладывали?

—  Только первый свой фильм я снял за свои деньги. В этот раз в производство вложились главный российский букмекер, производители одежды, пива, дали деньги друзья. Так потихоньку собрался бюджет, который за время подготовки к съемкам вырос в два раза из-за роста цен на проживание и транспорт. Опирался на опыт съемок в Орле, но в Туле оказалось иначе. Но выход нашелся.

— Музыку подобрали?

— Я считаю, что от нее зависит 50% успеха ленты, к ней очень серьезно отношусь, отбираю тщательно. Некоторые сцены монтируются под выбранную музыку. Вообще, я рисую схемы всех сцен, аниматики: по ним видно, кто куда идет, кто с кем разговаривает. Они упрощают жизнь группе, актерам, операторам — всем.

У нас было семь съемочных дней, включая выезд в Тулу на футбольный матч «Арсенал» — «Локо» в ноябре, за которые мы сняли тридцатиминутный пилот. Он будет показываться на кинофестивалях, интернет-платформах, а летом выложим на Youtube для общего просмотра.

Кредит доверия ко мне со стороны фанатов очень высокий. Когда они понимают, что кино про футбольных фанатов снимает Иванец, вопросов, как мне кажется, не возникает…

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото из архива Григория ИВАНЦА.