Им сверху видно всё

Мы уже не раз писали, что для Калужского края полеты в небо — вещь настолько же естественная, как для туляков — изготовление оружия.

Очередной рассказ о покорителях небес мы решили приурочить сразу к двум знаменательным датам — Дню гражданской авиации, который отмечается в этом году 9 февраля, и 150-летию русского изобретателя первого парашюта — Глеба Котельникова, которое понимающие люди отметили 30 января.

О том, что на сравнительно небольшой территории области действует сразу несколько аэродромов и один международный аэропорт, известно всем. Кудиново, Орешково и Грабцево у всех калужан ассоциируются с полетами за облака.

Кто-то смотрит на авиагонки, кто-то сначала катается, а потом осваивает легкомоторный самолет, третьи просто покупают билет и оказываются, к примеру, в Худжанде. Да что там, не только будни, но и праздники не обходятся без высшего пилотажа мастеров.

Мы не единожды рассказывали о них — военных летчиках Олеге Мартынове и Павле Васильеве, частном пилоте Анне Завражновой (США), парашютисте-рекордсмене Вадиме Ординарцеве, пилотах частной летной группы «Реакторы» Антоне Варехе и Антоне Павлове, авиадиспетчере и парашютисте Андрее Яшеве, участнице авиагонок «Формула-1» Юлии Крыловой. За каждым разговором — любовь к небу, которая не отпускает даже на земле.

Их безопасность в непростых летных условиях — заслуга российского актера и изобретателя-самоучки Глеба Котельникова. Именно ему, уроженцу города на Неве, принадлежит авторство первого ранцевого парашюта, который позволил российским авиаторам выжить в случае воздушной неудачи.

Видно, сказались гены: отцом Котельникова был профессор математики Евгений Котельников, автор «Элементарного курса механики», по которому занимались студенты реальных училищ. Тем же, преподаванием математики и физики, занимался его дед, Григорий Котельников. А прапрадед Семен Котельников — правая рука Ломоносова, один из первых русских академиков, ученик Леонарда Эйлера.

В чем заключалась заслуга их потомка? Котельников впервые в мире придумал систему с ранцем, в который можно было укладывать небольшой и легкий парашют и быстро развернуть его в экстренной ситуации. Все современные парашютные системы считаются восходящими к Котельникову.

Сначала изобретатель уложил изделие в алюминиевый короб, из которого парашют выталкивали пружины. Для запуска надо было дернуть за специальное кольцо. Весил парашют более семи килограммов, ранец — еще два. К слову, свою работу над парашютной системой изобретатель совмещал с игрой в труппе петербургского Народного дома.

Чтобы доказать асам инженерного дела полезность новинки, Котельников впервые в истории российской авиации спустил на парашюте «Ивана Ивановича» — манекен, имя которого с тех пор стало традиционным для его «родни», которая использовалась в летных и космических испытаниях. На дворе стояло лето 1912 года.

Мы вспоминали Котельникова со старшим инструктором парашютно-десантной подготовки Калужского парашютного клуба Михаилом Русиным. За его плечами — не одна тысяча прыжков, один из которых был сделан с крыла Як-52 на высоте 1 200 метров! Даже не мечтайте такое повторить!

— Вам известно имя Котельникова?

— Конечно. Первая задача, которую он видел перед собой, — это спасать летчиков. Парашют изобрели до него, но он просто сворачивался, как тряпка, без контейнера. Такое изделие не могло никого спасти, лежало в самолете, скрученное в шарик.

Глеб Евгеньевич придумал парашютную систему с ранцем, которая спасала жизни воздухоплавателей. Для того чтобы научить летчиков пользоваться ею, при авиационных частях стали создаваться специальные подразделения, поисково-спасательные и парашютно-десантные службы. Постепенно появились разные дисциплины, а сам вид спорта отпочковался и присоединился к гражданской авиации.

— Михаил, вы знаете, что Котельников похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище? Говорят, что туда приходят парашютисты, чтобы «на удачу» по традиции завязать на ветке дерева тявочку. Не пробовали?

— Нет, но давно хотел побывать на могиле Котельникова.

К слову, благодаря ему я научился шить. Я был тогда еще совсем зеленым, захотел понять, как устроен парашют, своими руками сделал точную мини-копию современного полнокупольного парашюта. Изучил все нюансы его создания, ездил на заводы, общался с инструкторами.

Когда ты понимаешь, какие силы на него действуют, помимо примитивного притяжения к земле, когда удается создать работающую модель, то на испытании нового изделия, сбрасывая «дядю Ваню», повторяешь: «Слава Котельникову!». Его постоянно вспоминаешь…

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото из архива Михаила РУСИНА.