Опять, по слову Уайльда, «жизнь повторила искусство». В недавнем футурологическом романе Пелевин назвал наше время эпохой гипса. И вот галерея «Pro Art`s» представляет первую выставку масштабного проекта «Реминисценция 85». Все экспонаты сделаны из бетона.
Авторы объектов из Рязани, Иванова, Калуги, Сочи, Шлиссельбурга и Воронежа — Иван Горшков, Лана Герасимова, Пабло Джоннатан Пухно Бермео, Евгения Тарасова, Алексей Фрей и Алексей Васильев. Куратор выставки — архитектор Лана Герасимова.
Художники заявили, что пытались «исследовать культурные и исторические коды 85 регионов РФ и создать для них паблик-арт-объекты из нового материала — иннобетона».
Вы увидите семь макетов-объектов. Они хороши уже тем, что, вероятно, обойдутся кошельку налогоплательщика на несколько порядков дешевле бронзовой городской скульптуры. Конечно, главное, чтобы за их размещение на своих улицах проголосовали граждане! Предполагается, что в Калуге установят работу Алексея Васильева «Сечение реки».
Выставка продвигает продукцию компании «Иннобетон 21». Технология появилась в Бельгии. Год назад компания получила российский патент и открыла производство в Истринском районе Подмосковья. Производится материал и в ОАЭ.
Это гибкое, трехмерно армированное сеткой из полиэфирных нитей полотно, наполненное сухой бетонной смесью. Материал затвердевает после смачивания водой и формирует тонкий прочный водонепроницаемый слой.
Хорошо ли, когда скульптура не из бронзы да мрамора? По замыслу и материал! Во дворах и детских садах Калуги до сих пор сохранились остатки советской роскоши — бетонные сказочные персонажи, скульптуры животных работы местной фабрики. А помните, какие чудесные чаши для мусора в виде громадных ежиков, цветов производили там? Не для каждого же перекрестка Кербеля нанимать, тем более что уж нет его среди живущих!
«Калужская скульптурная фабрика» была открыта в 1938 году по решению Художественного фонда РСФСР. С ней сотрудничали такие мастера, как Кербель, Сковородин, Орехов, Клыков… Изготовленные на нашей скульптурной фабрике, памятники высятся на Манежной площади в Москве, Липецке, Дзержинске, Белгороде, Муроме.
Бетон не антипод искусства. Существует даже термин «бетон-арт», впервые предложенный Тео ван Дусбургом, а затем он использовался им в 1930 году для определения разницы между его видением искусства и видением других абстрактных художников того времени.
Первая международная выставка бетон-арта прошла в 1944 году в Латинской Америке. Манифест Тео ван Дусбурга гласил, что искусство «не должно ничего получать от природы — формальные свойства, или чувственность, или сентиментальность. Мы хотим исключить лиризм, драматизм, символику».
Бетонная скульптура в России стала появляться в семидесятых годах XIX века. В эпоху Военного коммунизма дешевый материал широко использовался и великими мастерами. Самая грандиозная работа в бетоне — памятник защитникам Волгограда, где Вучетичем создана статуя «Родина-мать». И кто скажет, что это не шедевр? Так что сегодняшним авторам есть на кого равняться!
Проявите неравнодушие к своей малой родине, подумайте, какие из представленных работ вы захотите увидеть на своей улице?
Маргарита РАЗУМИХИНА.
Фото Игоря РУЛЁВА.
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения