Эпоха бетона

Опять, по слову Уайльда, «жизнь повторила искусство». В недавнем футурологическом романе Пелевин назвал наше время эпохой гипса. И вот галерея «Pro Art`s» представляет первую выставку масштабного проекта «Реминисценция 85». Все экспонаты сделаны из бетона.

Авторы объектов из Рязани, Иванова, Калуги, Сочи, Шлиссельбурга и Воронежа — Иван Горшков, Лана Герасимова, Пабло Джоннатан Пухно Бермео, Евгения Тарасова, Алексей Фрей и Алексей Васильев. Куратор выставки — архитектор Лана Герасимова.

Художники заявили, что пытались «исследовать культурные и исторические коды 85 регионов РФ и создать для них паблик­-арт-­объекты из нового материала — иннобетона».

Вы увидите семь макетов-­объектов. Они хороши уже тем, что, вероятно, обойдутся кошельку налогоплательщика на несколько порядков дешевле  бронзовой городской скульптуры. Конечно, главное, чтобы за их размещение на своих улицах проголосовали граждане! Предполагается, что в Калуге установят работу Алексея Васильева «Сечение реки».

Выставка продвигает продукцию компании «Иннобетон 21». Технология появилась в Бельгии. Год назад компания получила российский патент и открыла производство в Истринском районе Подмосковья. Производится материал и в ОАЭ.

Это гибкое, трехмерно армированное сеткой из полиэфирных нитей полотно, наполненное сухой бетонной смесью. Материал затвердевает после смачивания водой и формирует тонкий прочный водонепроницаемый слой.

Хорошо ли, когда скульптура не из бронзы да мрамора? По замыслу и материал! Во дворах и детских садах Калуги до сих пор сохранились остатки советской роскоши — бетонные сказочные персонажи, скульптуры животных работы местной фабрики. А помните, какие чудесные чаши для мусора в виде громадных ежиков, цветов  производили там? Не для каждого же перекрестка Кербеля нанимать, тем более что уж нет его среди живущих!

«Калужская скульптурная фабрика» была открыта в 1938 году по решению Художественного фонда РСФСР. С ней сотрудничали такие мастера, как Кербель, Сковородин, Орехов,  Клыков… Изготовленные на нашей скульптурной фабрике, памятники высятся  на Манежной площади в Москве, Липецке, Дзержинске, Белгороде, Муроме.

Бетон не антипод искусства. Существует даже термин «бетон-­арт», впервые предложенный Тео ван Дусбургом, а затем он использовался им в 1930 году для определения разницы между его видением искусства и видением других абстрактных художников того времени.

Первая международная выставка бетон-­арта прошла в 1944 году в Латинской Америке. Манифест Тео ван Дусбурга гласил, что искусство «не должно ничего получать от природы — формальные свойства, или чувственность, или сентиментальность. Мы хотим исключить лиризм, драматизм, символику».

Бетонная скульптура в России стала появляться в семидесятых годах XIX века. В эпоху Военного коммунизма дешевый материал широко использовался и великими мастерами. Самая грандиозная работа в бетоне — памятник защитникам Волгограда, где Вучетичем создана статуя «Родина-­мать». И кто скажет, что это не шедевр? Так что сегодняшним авторам есть на кого равняться!

Проявите неравнодушие к своей малой родине, подумайте, какие из представленных работ вы захотите увидеть на своей улице?

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.