Онегин из «Бригады»

В областной филармонии состоялся уникальный по нашим временам вечер. Люди два отделения слушали поэзию.

«Евгения Онегина» читал заслуженный артист России Дмитрий Дюжев. Главы из романа в стихах сопровождала музыка Сергея Прокофьева в исполнении Федора Строганова.

Спектакль поставила педагог Дмитрия Дюжева, Антонина Кузнецова, — режиссер, актриса, мастер художественного слова, заслуженная артистка РСФСР, народная артистка РФ, кавалер «Золотой Пушкинской медали».

Зал был как никогда полон молодежью. Подростки замирали, вытирали слезы, записывали на телефоны письмо Татьяны. Оказалось, что между нами и Лариной, Онегиным нет дистанции,  они — наши современники! Их чувства и мысли внятны и близки нам.

Редко звучащую музыку Прокофьева к несостоявшемуся спектаклю Таирова исполнил Федор Строганов ­—пианист, органист, клавесинист и композитор, преподаватель Московской консерватории, солист Московской филармонии,  ансамблей «Академия старинной музыки» и  «Барокко».

Для музыканта участие в этой постановке не случайность — среди его сочинений — пять романсов на стихи Пушкина. Причем маэстро не только музицировал, но и … спел «Песню девушек», собиравших «барскую ягоду»! 

Тем, кто знал  Дмитрия Дюжева по киноролям бандитов и их ловцов, странно было представить его как чтеца Пушкина. Но ему повезло сыграть не только в «Бригаде», но и шедеврах Алексея Балабанова «Жмурки», «Мне не больно», «Острове» Павла Лунгина.

Балабанов говорил, что в жизни «надо найти своих и успокоиться». Дюжев был для этого великого режиссера­летописца одним из «своих». История семьи, детства артиста трагична, как зеркало перемен в стране, отошлем пытливого читателя к интернет-­источникам. Возможно, и этот горький опыт сформировал человеческую, душевную зрелость, которая позволила артисту передать драматизм пушкинских строф.

Артист играл с азартом и мастерством, чувством ритма и меры. Жест, мимика, танец, тонкие режиссерские штрихи сделали программу не декламацией, а живым спектаклем. Дюжев в лицах изобразил персонажей романа, подчеркнув пушкинский юмор и «перец». Гость выкладывался по полной,  не делая себе скидки на недомогание, хоть и часто пользуясь носовым платком. Голос от болезни звучал еще более басовито и раскатисто.

Дюжев читал 77 страниц наизусть, по старинке. Он превратил спектакль в интерактивную игру, делал вид, что запамятовал строки, ждал и получал подсказки из зала. В этом же вся прелесть, ведь ползала шептали про себя этот священный  текст!

«Мачо» и «ботан» в «одном флаконе», одинаково убедительно исполнивший женские и мужские роли, артист был завален цветами. Вереница поклонников и поклонниц с букетами растянулась по всему партеру. Каждый хотел прикоснуться к кумиру, взять автограф, сфотографироваться…

…В 60-­е годы поэзия собирала полные стадионы, в «Лужники» ломились, чтобы услышать Вознесенского и Евтушенко. Ныне читателей и слушателей поэзии мало, но они еще есть! Россия — это те души, в которых звучит Пушкин!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.