Ребёнок с опережением

Вундеркинд, или чудо­-ребенок, — это тот, кто обладает удивительными и уникальными способностями для своего возраста. Как такого распознать и можно ли воспитать, выясняли корреспонденты «Знамени».

По статистике, таких в обществе насчитывается от одного до пяти процентов. То есть хотя бы несколько если не гениальных, то просто одаренных детей в каждой школе быть должно.

Распознается такой ребенок по стремлению как можно быстрее все узнать и попробовать. Ему скучно на уроках, потому что­ легко. Раньше «скороспелым» ученикам разрешали сдавать экстерном экзамены за год и переводили в следующий класс. Таким образом, такие дети досрочно заканчивали школу и оказывались в вузе на энное количество лет раньше своих сверстников.

В управлении образования Калуги нас разочаровали — сведений о юных выпускниках у них нет: «Мы их не отслеживаем». И добавили, что сейчас редко кто сдает экстерном. Как правило, такие ученики уходят на семейное обучение. И далее, похоже, следы наших детишек с опережением теряются.

В калужских вузах тоже вундеркиндов не обнаружилось. Не будем утверждать, что их вообще нет. Скорее всего, те, кто лучше и быстрее окончил школу, отправились в столичные учебные заведения покорять страну.

Однако возник вопрос по поводу возможностей для развития своих способностей у детей с так называемым опережающим развитием. Пусть они не гении, которые в любом случае себя проявят, но на голову выше остальных. Если этого не замечать, то любознательный грамотей через несколько лет в нашей школе превратится в зевающего троечника и прогульщика. Как же помочь ребенку, опережающему развитие, адаптироваться среди сверстников и каких ошибок нужно избегать?

Психолог Юлия Сигутина на этот вопрос ответила следующее:

Уникальные дети отличаются от обыкновенных тем, что они не только быстро схватывают информацию, а даже в чем-то опережают взрослых. У такого ребенка есть знания, но нет жизненного опыта. Знания не равно опыт.

К тому же хотя он и рассуждает, как взрослый, но его физиология еще недозрела.

Для ребенка важно, чтобы родитель был примером в развитии, для того чтобы гордиться им. Поэтому взрослым я бы посоветовала заниматься самосовершенствованием, а также поддерживать своего необычного отпрыска, направлять в житейских и бытовых делах и не давать ему переутомляться.

По словам Юлии, ребенок, который отличается от большинства в любую сторону, может стать изгоем в социуме. Поэтому нужно укреплять в нем уверенность в себе.

Для талантливого ребенка важно, в каком окружении он растет. Надо бы ему помочь найти таких же творческих, соответствующих по уровню детей, чтобы им вместе было интересно. А самое главное, считает психолог, ребенок с необычными способностями должен расти в атмосфере семейной любви, тогда ничто не помешает ему двигаться вперед в познании мира.

С точки зрения школы опережающий других по развитию ученик лучше это будет делать вне стен общеобразовательного заведения. Для этого надо перевести его на семейную форму обучения и периодически, два раза в год, сдавать аттестации. Таким образом, вполне можно пройти два класса за год.

Вместо классно-­урочной формы он осваивает программу одним из трех способов — самостоятельно, с репетиторами или в онлайн-­школе.

Из плюсов такого способа — можно сократить срок обучения, не надо ходить в школу, сдавать на проверку домашнее задание. А из минусов?

Не учить то, что не хочется, не получится. Аттестацию все равно придется сдавать по всем предметам, иначе ученика не допустят к государственным экзаменам (ОГЭ и ЕГЭ).

К отрицательным сторонам можно также отнести отсутствие ежедневного контроля. Далеко не всем экстернам хватает самодисциплины и мотивации при таком обучении. Оттого, по данным того же управления образования города, так высок процент тех, кто, попробовав годик учиться «по­-семейному», перешел обратно на очные уроки.

Но, пожалуй, самый главный минус ускоренного развития — это раннее взросление. Не лишим ли мы ребенка детства, стимулируя учиться и учиться? Пример девятилетней студентки МГУ Алисы Тепляковой показывает, что знания без опыта стоят немного. И каким бы ты ни был умным, поиграть в куклы все равно хочется. Поэтому, как и у врачей, в деле воспитания вундеркинда главное — не навреди.

Елена ГУСЕВА.