улица Космонавта Волкова, 5

Продаётся дом с историей

Недавно Калужская горуправа озвучила планы по продаже двух объектов культурного наследия. Что будет со старыми домами после перехода их в частные руки и не утратим ли мы их в историческом облике, выясняли журналисты «Знамени».

В данном случае речь идет о памятнике федерального значения — Доме Унковских на улице Космонавта Волкова, № 5. Другое здание — это дом на улице Воронина, № 6/112, который является выявленным объектом культурного наследия. Кроме них, планируется в ближайшем будущем продать еще пять подобных объектов.

Не получится ли так, что приобретший в собственность данный объект предприниматель затем, по прошествии нескольких лет, снесет его либо сделает пристройку? Изменит его облик под себя?

Улица Воронина, 6/112.

Мы задали свои вопросы управлению экономики и имущественных отношений города Калуги. По информации ведомства, продажа объектов культурного наследия ведется путем проведения конкурса. Главными его условиями будут являться сохранение и его восстановление.

Срок исполнения требований конкурса для каждого здания свой, но не должен превышать семи лет.

Процесс восстановления объекта культурного наследия с момента его продажи до окончания срока исполнения условий конкурса контролируется специально созданной комиссией при городской управе совместно с управлением по охране объектов культурного наследия Калужской области.

О том, что включает в себя контроль восстановления памятника после его продажи, рассказал начальник облуправления по охране объектов культурного наследия Евгений Чудаков. По его словам, собственники должны будут представить проекты документов для реставрации, в том числе комплексное обследование зданий под бизнес-­проекты, которые они хотят реализовать в них. Это делается для того, в частности, чтобы был сохранен исторический облик памятника.

Не секрет, что в процессе реставрации для ее удешевления ряд материалов заменяют на другие, более современные. И тогда объект уже перестает отражать детали своего времени. Чудаков пообещал, что работы по реставрации будут приниматься компетентной комиссией, строго по пунктам.

Возможно и такое, что новый собственник в течение отведенного ему по условиям торгов времени вообще ничего не сделает на объекте. Видимо, это как раз тот случай, когда покупатель не заинтересован в последующем использовании отремонтированного старинного здания, а только лишь в земельном участке под ним. Кое-кто надеется, что со временем про полуразрушенный дом забудут и его можно будет по-своему «приспособить».

Улица Баумана, 41/42.

Однако в горуправе этот хитрый ход предусмотрели и не позволят владельцу памятника забыть о своих охранных обязательствах. Если в течение отведенного времени никаких вообще работ не будет проведено, то договор с нерадивым собственником можно расторгнуть и взыскать неустойку, а объект вернуть в муниципальную собственность.

Возникает вопрос по поводу гарантий от будущих владельцев относительно выявленных объектов культурного наследия. Будут ли они так же сохраняться, как действующие памятники федерального, регионального или муниципального наследия? По словам Чудакова, испортить выделенный объект еще сложнее, так как по закону до экспертизы с ним вообще никаких действий производить нельзя.

Что касается практики обращения с памятниками, то за последние годы ни один из них, по свидетельству руководителя управления, не был снесен. Хотя кое-­кто и подзабыл о необходимости их сохранения, а не разрушения. Так, об этом пришлось напомнить владельцам здания бывшего завода «Кристалл», которые снесли в нем перекрытия. За это они заплатили по суду порядка 3 млн рублей. Были судебные разбирательства со штрафами и в отношении других собственников исторических зданий.

Для некоторых достаточно известных домов-­памятников переход в частные руки стал спасительным. Таким способом привели в божеский вид коллегию адвокатов на улице Королева, дома Толмачевых на Плеханова и Ченцова на Воскресенской.

Улица Баумана, 37/39.

Однако все же большинству старинных особняков, находящихся в частной собственности, не так повезло с владельцами. Их не торопятся реставрировать, и они постепенно разрушаются. Ярким примером тому является дом по адресу: улица Карпова, 1 (памятник федерального значения), чье плачевное состояние журналисты ежедневно созерцают из окон редакции.

Однако в случае с продажей подобных объектов ситуация может быть лучше, ведь тот, кто захочет их купить, имеет на них планы и, что очень важно, — деньги. Вложив их в приобретение, на этом обычно не останавливаются. Стало быть, у исторического дома есть реальный шанс на жизнь, но ­ под неусыпным оком государства и общественности.

Елена ГУСЕВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и Игоря РУЛЁВА.