После смертельного сальто

С тех пор как в нашу жизнь ворвался коронавирус, кажется, любая тема, так или иначе связанная с медициной, воспринимается обществом с особым вниманием. Не говоря уже про ЧП. Тем более приведшее к гибели.

О смерти 18-летнего студента из Обнинска Артема Волкова и возможных ее причинах рассуждают теперь и обыватели, и сами медики, и журналисты. Проводят расследование правоохранительные органы, разбирается в случившемся региональная ассоциация врачей-хирургов.

Гибель студента заставила опять пристальней вглядеться в существующие проблемы в сфере здравоохранения. А они есть, это очевидно. Причем не только в материальном обеспечении или оборудовании медицинских учреждений. Проблемы, похоже, накопились и в самой системе, и в так называемой человеческой плоскости. И трагедия, случившаяся в Обнинске, еще раз это показала.

Несчастный случай произошел 10 января. Артем Волков, увлекавшийся спортом, делал сальто с лавочки у подъезда, но упал и ударился грудной клеткой и животом о металлическую спинку конструкции, с которой прыгнул. Так как боль была очень сильной, друзья помогли парню дойти домой, где мама юноши вызвала скорую, которая доставила парня в КБ № 8 Обнинска.

Там Артема, стонавшего от боли и мучившегося рвотой, осмотрел врач в приемном покое. У молодого человека взяли анализы мочи и крови из пальца, затем провели УЗИ и рентген. Так как эти обследования не выявили каких-либо патологий, парня отправили домой, посоветовав принимать обезболивающее.

На следующий день Артему стало хуже. Было сложно дышать, немели руки и ноги. Мать вновь вызвала скорую, но врачи не успели, юноша умер.  Уже потом, по заключению патологоанатома, станет ясно: Артем скончался от разрыва тонкого кишечника и внутрибрюшного кровотечения.

В Следственном управлении СКР по Калужской области было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих процессуальных обязанностей»). Ход расследования взяли на контроль в региональной прокуратуре. По поручению губернатора области и регионального минздрава проводит проверку и рабочая группа, в которую вошли представители ассоциации врачей-хирургов, профильного министерства и Росздравнадзора.

Ни в КБ № 8, ни в областном минздраве, ни в правоохранительных органах сейчас не комментируют, насколько правильно или неправильно действовали врачи, когда Артем и его мама обратились к ним за медицинской помощью. Но на, возможно, главную допущенную ошибку может указать, наверное, любой практикующий хирург или травматолог, ознакомившийся с ситуацией. Да и каждый пользователь интернета без труда найдет на медицинских сайтах необходимую информацию.

Артем получил тупую травму живота, при которой всегда есть риск повреждения мягких внутренних органов (печени, селезенки, поджелудочной железы) и возникновения внутреннего кровотечения, которое нельзя увидеть снаружи. Именно поэтому травмированного обязательно необходимо оставлять под наблюдением медиков хотя бы на сутки, помимо проведения всех необходимых обследований и анализов. И если последнее врачи обнинской больницы сделали, то про госпитализацию, похоже, «забыли».

На это указал бывший главный врач ФГБУЗ КБ № 8 ФМБА России Игорь Бондаренко, чьи слова приводит одно из интернет-изданий Обнинска: «Даже если после диагностических процедур ничего не было выявлено, но в анамнезе есть тупая травма живота, то, черт возьми, оставь пациента под наблюдением! Проведите дополнительные исследования, рентген с контрастом. Горько сознавать, что беды можно было избежать».

Почему врачи в случае с Артемом не соблюли, казалось бы, известный специалистам алгоритм действий? Может, обычная человеческая усталость?.. Тем более сейчас, в период пандемии, когда медики работают практически на износ, на пределе сил.

Или так проявилось стремление поскорее освободиться от посетителя, отгородиться от чужих жалоб, когда в жизни своих проблем хватает?.. Но ведь психологии общения с пациентами и их родственниками учат в медицинских вузах.

Наверняка подобные занятия в студенческую пору были и у тех, кто осматривал Артема в тот злополучный день. Тогда, может, виной смерти юноши стал профессиональный просчет?.. По данным ВОЗ, неполноценное обследование больного, неправильный выбор методов диагностики, неверная оценка результатов исследования – одни из самых часто встречающихся медицинских ошибок. Не только в России, но и во всем мире. Вот только вряд ли от этого станет легче матери Артема, потерявшей единственного сына.

Но, может быть, причина произошедшего в КБ № 8 Обнинска лежит еще глубже – в самом подходе к системе здравоохранения, сложившейся в нашей стране в конце 90-х, когда медицину приравняли к сфере услуг?.. С тех пор как врачи невольно стали ощущать себя не только целителями, но и продавцами, они просто вынуждены в определенной степени мыслить категориями менеджера в какой-нибудь фирме. И, видимо, по возможности экономить, лишний раз не направлять пациента на дополнительное обследование. Ведь каждое такое исследование, даже если ты идешь по полису ОМС, стоит денег, за которые медучреждение отчитывается перед страховыми компаниями. Выдаст доктор, скажем, направление на МРТ, а там ничего не обнаружат. Деньги окажутся потраченными необоснованно, за что могут и премию сократить, а врачу надо семью кормить, ипотеку платить.

Вопросов много. Окончательные же выводы из трагедии, произошедшей с Артемом Волковым, еще предстоит сделать и следователям, и врачебному сообществу, и реформаторам от медицины, да и всем нам. Главное, чтобы эти выводы были честными. Ведь еще Николай Пирогов считал, что только искреннее признание собственных промахов может уберечь врача от повторения ошибок. Зато их анализ станет предостережением другим: не повтори за мной, не навреди, а постарайся спасти и вылечить.

Наталья ТИМАШОВА.