Медполис: пять важных перемен

В прошлом и наступившем году в системе обязательного медицинского страхования произошли несколько событий, которые повлияли на жизнь каждого из россиян. Мы создали ТОП-5, в которые включили самые главные перемены.

Страховщиком стал ФОМС

С 1 января прошлого года вступил в силу закон, который вменил полномочия страховщика в отношении федеральных медицинских учреждений (ФМУ) Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

При этом контроль качества медпомощи и защита прав пациентов не являлись прерогативой ФФОМС. По данным сайта Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок, на протяжении всего года пациенты ФМУ оставались без планового контроля качества оказанной им медицинской помощи со стороны фонда. А экспертиза качества медпомощи в ФМУ начнет осуществляться только в наступившем, 2022 году.

Пациентов региональных медучреждений по-прежнему защищают страховые компании, выдавшие им полисы ОМС. Как сообщал Всероссийский союз страховщиков, в период с января по октябрь прошлого года страховые компании провели 24,1 млн экспертиз и выявили 3,5 млн нарушений. Подавляющее большинство из них касается несоблюдения стандартов медпомощи и клинических рекомендаций.

Несмотря на то что ФОМС поручила страховым компаниям работать с жалобами пациентов, в реальности их возможности по восстановлению и защите прав пациентов ФМУ ограничены из-за отсутствия договоров на оказание и оплату медпомощи между медучреждениями и страховщиками.

ВСС сообщал, что на первом месте в жалобах пациентов — несоблюдение требований к доступности медпомощи, включая необоснованный отказ в выдаче направлений, нарушение сроков ожидания плановой госпитализации, нарушение права на выбор места лечения. Затем следует взимание с застрахованных лиц денег.

Диспансеризация после коронавируса

С 1 июля прошлого года переболевшие COVID-19 калужане для своевременного выявления осложнений и обострения хронических болезней могут пройти бесплатную углубленную диспансеризацию. Она показана хроническим больным, которые переболели коронавирусом в среднетяжелой или тяжелой форме. Пройти такой вид обследования можно спустя 60 дней после болезни. Если данных о перенесенном коронавирусе нет, можно пройти ее по инициативе гражданина.

Как пояснила замглавы ФФОМС Светлана Кравчук, с лета отклик пациентов на предложение диспансеризироваться вырос с 2 до 38%.

Записаться на углубленную диспансеризацию можно в поликлинике по месту жительства или на портале госуслуг. В случае отказа в прохождении бесплатной, за счет средств ОМС, процедуры калужане могут обратиться к страховому представителю по номеру телефона своей страховой компании.

Цифровой полис

С этого, 2022 года калужане смогут получать цифровой полис с уникальным штриховым кодом, а от бумажного просто отказаться. Электронный полис можно будет оформить с 1 июля, например, путем подачи заявления на портале «Госуслуги».

Сведения о застрахованных гражданах находятся в Едином регистре застрахованных лиц, что начиная со второго полугодия позволит получать медпомощь без использования пластикового или бумажного документа. Для получения медпомощи достаточно будет предъявить любой документ, удостоверяющий личность (или сам полис).

Данные о медицинских нарушениях появятся на госуслугах

С 1 июля этого года на Едином портале государственных и муниципальных услуг будет доступна информация о медпомощи, которая была оказана как застрахованному гражданину, так и его несовершеннолетним детям. Причем информация будет достаточно подробной.

На портале госуслуг будут размещены данные о медицинской организации, оказавшей услуги, видах (первичная медико-санитарная, специализированная, высокотехнологичная, скорая, паллиативная), формах (экстренная, неотложная, плановая), условиях (амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно, вне медорганизации), объемах и сроках оказанной медицинской помощи.

Кроме того, гражданин получит полные сведения о стоимости оказанной ему медицинской помощи по ОМС, а также о результатах контрольно-экспертных мероприятий страховой компании. То есть там будут сведения о том, какой характер носили нарушения при оказании врачебной помощи.

Если пациент не поймет, какие именно нарушения случились, он может обратиться за разъяснениями в свою страховую компанию.

Смена страховой компании

В режиме смены страховой компании также произойдут перемены. Если сейчас калужане должны написать заявление, чтобы сменить компанию при смене региона проживания, иначе его оставят в старой, то с нового года, если в области, куда он переехал, нет филиала его страховщика, то ему рандомно выберет ее территориальный ФОМС.

А в 2024 году застрахованный гражданин больше не будет должен сообщать об изменении каких-либо персональных данных в свою страховую компанию – все обновления будут автоматизированы. Новые данные будут поступать автоматически из Единого регистра сведений о населении.

Светлана КОЗЛОВА.

Фото news.myseldon.com.