От компьютера до шахмат

Как особенных детей учат в Калужской области.

Мы продолжаем рассказывать о проектах-грантополучателях конкурса под эгидой регионального министерства внутренней политики и массовых коммуникаций.

В ноябре автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Среднерусская академия современного знания» запустила свою «Теорию рассуждений». Проект рассчитан на занятия с особенными детьми от 10 лет. Теорией рассуждений называют формальную логику, науку о правильном мышлении.

Развивать мозговую деятельность учеников авторы решили в рамках трех направлений. Курс информационно-коммуникационных технологий соединяет в себе возможности по развитию как наглядно-образного, так и абстрактного мышления. В его рамках дети могут получить базовые знания основ компьютерной грамотности, а также углубить их. Результатом освоения курса, как предполагается, станут самостоятельная разработка (от мысли до визуализации на компьютере) и последующее изготовление нарисованного предмета на лазерном и 3D-принтерах. Направление «Шахматы» детям и подросткам с ОВЗ помогает развить внимательность, усидчивость, память, умение предвидеть результат и идти к нему. «Логика» неразрывно связана с «Шахматами», но если там ребенок совершенствует по большей части внутреннюю речь, то здесь, ко всему прочему, тренируется внешняя речевая активность обучающегося.

Проект сейчас только набирает обороты. Сначала шел набор в группы. Откликнулись около 30 родителей. С детьми провели диагностику-собеседование, определили, в какую группу исходя из нарушений по здоровью и желанию лучше было бы записать ученика. Также на собеседовании смотрели, на каком этапе знания шахматной игры, компьютера находится каждый из детей. Получили довольно пеструю картину: от абсолютного нуля до начальных пользовательских навыков. Аналогично было и с шахматами.

Как нам рассказали в центре, было набрано пять групп по три человека, также сделали два потока. Группы маленькие, чтобы и детям было легче работать, и педагогам с ними. Курс для каждой из них рассчитан на шесть месяцев и состоит из 24 занятий по каждому из трех направлений. Одно занятие длится полтора часа. В дальнейшем авторы проекта не исключают их продолжение, если будет желание учеников и их родителей. Занятия посещают дети с аутизмом, задержкой речи и ДЦП.

Педагоги, работающие в проекте, прошли курсы повышения квалификации на базе Среднерусской академии современных знаний для работы с особенными детьми. Программы разрабатывали сами, практически под каждого из обучающихся. Светлана Николаевна Растригина, педагог по логике, до этого проекта принимала участие в мастер-классах для особенных детей. Преподавание в группе – это ее первый подобный опыт. Она говорит о том, что пока о результатах речь вести рано: идет только второе занятие:

— Дети хотя и одного возраста, но уровень разный. Кто-то решает задачу, кто-то – нет. И уже понятно, что работа предстоит в основном индивидуальная. По ходу обучения будем вносить корректировки.

— Насколько предмет «логика» помогает таким детям?

— Здесь они не только решают математические задачи, а общаются. В процессе занятий ребята взаимодействуют с посторонним человеком, разговаривают как с педагогом, так и друг с другом. Кто-то из детей учится в специализированном учреждении и приходит сюда заниматься дополнительно, для других, обучающихся на дому, – это редкая возможность побыть в коллективе, проявить себя.

Авторы проекта ожидают очень важный социальный эффект повышения уровня развития психических процессов участников, что в дальнейшем поможет им найти свое место в обществе. АНО ДПО «Среднерусская академия современного знания» не первый раз выигрывает гранты. До этого года она участвовала в федеральных конкурсах. Региональный грант выиграла впервые.

Примечательно, что новый проект стал и новым этапом для педагогов: от обучения родителей детей с ОВЗ они перешли к обучению самих детей. Несмотря на то что «Теории рассуждений» еще далеко до экватора, уже есть хороший отклик, и, скорее всего, следующий проект академии будет продолжением нынешнего, а многие из учеников плавно перейдут в группу второго года обучения.

Елена ГУСЕВА.

Фото Игоря РУЛЁВА.