Штрафы по новым правилам

В проекте новой редакции Кодекса об административных правонарушениях автовладельцы найдут для себя немало «интересного». Чего ждать и как готовить машину, чтобы не быть оштрафованным?

Проект кодекса подзадержался с выходом в свет из-за пандемии и кризиса, иначе мы бы уже жили по новым правилам, в том числе касающимся автовождения.

Если проанализировать изменения в главу о штрафах, то можно разделить их на две части. Первые касаются уже имеющихся — часть из них оставлена в прежней редакции, но будет взиматься по новым правилам, часть увеличат, в некоторых случаях существенно. Вторые вводят новые штрафы, которых ранее еще не было.

Пройдемся по первым. Главное, обсуждаемое, спорное, но не принятое — изменение не коснется нештрафуемого порога превышения скорости на 20 км/ч. В нынешнем КоАПе заложено наказание за превышение средней скорости плюс 20 — 40 км/ч в сумме 500 рублей. Если увеличение достигает 80 км/ч и выше, то наказание — 5 000 рублей. Поправка о том, что нужно штрафовать уже в том случае, когда скорость была превышена на 10 км/ч, не прошла, видимо, потому, что грань между 10 и 20 километрами на спидометре малозаметна и не сильно влияет на аварийность.

Кстати сказать, превышение скорости – не слишком частое нарушение, которое фиксируется на дорогах области. Несмотря на то что иной раз можно наблюдать несущихся на всех парах водителей, многие из них притормаживают перед камерами фотовидеофиксации нарушений ПДД. Так вот штраф за превышение средней скорости не изменился, но сложность в том, что оспорить, как раньше, его будет практически невозможно. В КоАПе появится точная формулировка средней скорости, которой раньше не было. Ее отсутствие и было камнем преткновения на судах.

А вот езда без страховки в последние годы, с точки зрения калужских госавтоинспекторов, — одно из наиболее частых правонарушений. Дело не только в том, что штраф минимальный – 800 рублей. Основание для него возникало только после того, как автомобиль был остановлен непосредственно сотрудником ППС. Часто ли происходит такая «остановка по требованию»? Некоторые умудряются годами избегать патрулей на дороге и инспекторской полосатой палочки. Отсутствие страховки выходит боком тем водителям, которые попадают в аварии не по своей вине. Дела о ДТП с виновниками без ОСАГО годами рассматривают в судах. Эту ситуацию хотят исправить с помощью камер фотовидеофиксации. Сумма хотя и не изменится, но придется платить за каждый новый день езды без полиса, а это уже совсем другая история. Правда, к такому обороту региональной системе автофиксации нужно будет еще подготовиться, чтобы компьютер мог сверять номер автомобиля с базой данных полисов «автогражданки» и проверять, есть ли у водителя страховка.

Штраф за езду без диагностической карты о прохождении техосмотра планировали уже ввести с этого года, но не получилось. Новый срок — с первого марта 2022 года. Раньше сумма была от 500 до 800 рублей. Вскоре она может увеличиться в 2,5 – 4 раза. Причем фиксацию нарушения планируют также организовать при помощи дорожных камер, штраф будет приходить не чаще чем один раз в сутки. Учитывая, как много раньше у нас покупали карту без реального прохождения ТО, можно сказать, что это новшество достаточно сильно ударит по таким владельцам. Больше чем в полтора раза может возрасти и так немаленький штраф для пьяных водителей с детьми. Госавтоинспекция последовательно ужесточает меры воздействия на людей из этой категории. Понятно почему: ежегодно только в ходе оперативно-профилактических мероприятий «Нетрезвый водитель» в Калуге и области выявляется до нескольких сотен находящихся под алкогольными парами. Пока за езду в нетрезвом виде независимо от присутствия в машине несовершеннолетних штрафуют на 30 000 рублей и лишают прав на два года.

Предположительно, со следующего года за пьяное вождение наказание останется прежним (его ужесточали в этом году). Если в машине окажутся дети, штраф будет 50 000 рублей и три года лишения прав. Усилится также уголовная ответственность для автомобилистов, которые ранее уже были судимы за серьезные пьяные аварии с погибшими и пострадавшими. Теперь о новых штрафах за технические неисправности авто. К тем, что уже были, добавят за поврежденный бампер. Памятуя о том, что практически в каждом дворе многоэтажки найдется немалая доля «помятых» машин, можно подумать, что теперь их владельцам придется несладко. Раньше они месяцами (а кое-кто и годами) ездили на своих хромых железных конях, копили деньги или ждали их поступления для ремонта.

Теперь, вернее, в следующем году, им на дороге будет грозить штраф в 500 рублей. Придется или быстрее ремонтировать, или стоять на приколе. Возможно, таким образом законодатели хотят избавиться от автохлама на дорогах. Доказать, что трещина на бампере стала виновницей ДТП, практически невозможно. Но при этом многие из таких машин действительно очень старые и имеют, помимо бампера, кучу других невидимых глазу инспектора неисправностей.

Еще один штраф, который может ждать водителей в 2022 году, также прописан в проекте. Наказывать хотят владельцев автомобильного хлама, стоящего во дворах. Само понятие говорит, что это машины, у которых отсутствуют одна или несколько кузовных деталей, предусмотренных конструкцией: капот, дверь, замок двери кузова или кабины, пробки топливного бака. Также будут штрафовать, если отсутствуют одно или несколько стекол, внешних световых приборов, колес, шин. Штраф предлагается в размере от одной до трех тысяч. Так что если вдруг чье-то авто после аварии подходит под это понятие и находится во дворе, есть вероятность лишиться этой суммы и еще большей, если машину заберут на штрафстоянку.

В соответствии с новыми положениями в будущем КоАПе наказывать смогут и за отсутствие подушек безопасности, предусмотренных производителем, а также за наличие «предметов», закрывающих обзор, – видеорегистраторов. Чем они помешали, еще можно предположить: некоторые водители лепят их посередине лобового стекла. А вот с отсутствующими подушками безопасности как-то нелогично. Если они предусмотрены производителем, но их нет, то штрафовать будут. А если не предусмотрены – без претензий. В общем и целом обзор дополнительных штрафов, которые грозят нашим автолюбителям в новом году, заставляет многих задуматься о том, что их железные кони им могут слишком дорого обойтись. И если раньше можно было частично сэкономить на безопасности или формальности, то в ближайшем будущем таких лазеек станет намного меньше.

Елена ГУСЕВА.
Фото 5koleso.ru, cherlock.ru.