Транспорт будущего

Ископаемое топливо на планете не вечно, и нам придется пересесть на электрокары.

Пионером в этом выступает Норвегия. Еще в прошлом году «машин будущего» впервые в Европе здесь продали больше, чем транспортных средств с классическими моторами. К 2025 году на них здесь планируется пересадить всех водителей в стране.

Калужская область и Россия в целом тоже движутся в этом направлении, но куда более медленными темпами. По данным Ассоциации развития электромобильного, беспилотного, подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ), за последний год в России количество компактных транспортных средств на электротяге превысило 100 тыс. единиц. Но в основном это гироскутеры, самокаты, сигвеи и моноколеса. Машин не так много — 11 000. Однако это вовсе не говорит о том, что у таких автомобилей в нашей стране нет будущего.

Согласно исследованию АЭТИ в прошлом году россияне в 2,2 раза чаще стали интересоваться покупкой подобного средства передвижения. Оно и неудивительно в свете растущих цен на дизельное топливо и бензин. Электрокары подкупают «низким расходом», бесшумной работой и экологичностью. Кроме того, владельцы чаще всего освобождены от транспортного налога. К недостаткам можно отнести отсутствие необходимой инфраструктуры и высокую стоимость замены главного агрегата — батареи.

Электрокарам в России быть! По крайней мере, это свидетельствует из принятой в нашей стране концепции развития электротранспорта до 2030 года. Ее реализация началась в 2021 году и будет проходить в два этапа. Уже к началу 2026-го планируется выпустить не менее 25 000 «машин будущего» и запустить в работу 9,4 тыс. зарядных станций по всей стране. Согласно глобальным прогнозам правительства уже спустя девять лет каждый десятый выпускаемый автомобиль должен быть электрическим, а число электрозаправок достигнет минимум 72 000.

Примечательно, что выпуск электрокаров может быть начат и в Калужской области — на заводе Volkswagen в Калуге. В свете новых правил, принятых Евросоюзом, концерн намерен трансформировать производство. Первые сообщения об этом появились после договоренностей, достигнутых в июле этого года на полях международной промышленной выставки «Иннопром» в Екатеринбурге.

Заинтересованность в этом выразил присутствовавший на мероприятии губернатор — Владислав Шапша прямо заявил, что Калужская область готовится «стать территорией зеленого автомобильного комфорта». Другие работающие на Калужской земле автоконцерны тоже имеют в своем портфеле электрокары — есть таковые у Peugeot и даже у производителя грузовиков Volvo Trucks. Однако они пока не заявляли о готовности локализовать такое производство в России.

Большой резонанс в мае вызвало заявление Шапши в рамках форума «Новое знание», предложившего Илону Маску открыть предприятие по сборке электромобилей на территории Калужской области. Но тот удачно отшутился. Частных владельцев электромобилей в регионе пока что можно пересчитать по пальцам. Хотя такие машины в Калужской области уже как десять лет полностью освобождены от уплаты транспортного налога независимо от мощности. В этом плане интересно решение Москвы — здесь хозяева электрокаров имеют право на бесплатную парковку в центре столицы.

В целом ситуация в Калужской области схожа с другими российскими регионами. По данным агентства «Автостат», больше всего электромобилей зарегистрировано в Приморском крае — почти 1,6 тыс. В основном это подержанные праворульные Nissan Leaf из Японии. На втором месте — Иркутская область, на третьем — Москва. В остальных субъектах РФ парк электрокаров зачастую не превышает 250 единиц. Кроме неразвитости инфраструктуры, продвижению такого транспорта мешает относительно высокая стоимость машин даже на вторичном рынке.

В начале осени эксперты «Авито» назвали наиболее популярные модели подержанных электромобилей в Калужской области. Возглавил рейтинг полноприводный BMW iX со средней ценой в два миллиона рублей. На втором месте — японец Nissan Leaf — десятилетнее авто такой марки можно купить за полмиллиона. Казалось бы, немного, но все равно дороже более распространенных машин, на которых привыкли ездить калужане. Прибавим к этому проблемы с подзарядкой, ремонтом и обслуживанием. Плюс невозможность отправиться в дальние поездки, потому что в других регионах ситуация не лучше.

В размышлениях об этом не каждый потенциальный покупатель решится сделать выбор в пользу экономичного и экологичного транспорта. Ситуация все же меняется вместе с трансформацией сознания потребителей. Сильнее всего процесс заметен в крупных городах.

В Калужской области сейчас насчитывается всего две станции для зарядки электротранспорта, тогда как еще три года назад не было ни одной. Обе находятся в Калуге — на улице Салтыкова-Щедрина и рядом с супермаркетом на Правобережье. Летом озвучивались планы о строительстве до конца года еще двух — в Анненках и на улице Московской.

Электрокары уже давно служат для перевозки посетителей по территории этнографического парка-музея «Этномир». Автобусы на электротяге активно используются крупными предприятиями для перемещения сотрудников. Калуга как столица региона не намерена отказываться от троллейбусов, а, наоборот, пополняет свой автопарк. Tesla на калужских дорогах встретится вряд ли, но другой компактный электротранспорт очень распространен.

Удивительно, что услуги автокаршеринга в Калуге нет, чего не скажешь о возможности взять электросамокат, чтобы доехать из одного конца города в другой. Плюс не стоит забывать о гибридных моделях, в которых традиционный двигатель сочетается с электромотором. Такой промежуточный вариант куда более распространен в Калужской области.

Николай ВОЛОДИН.

Фото автора и Анны ЗОЛОТИНОЙ.