«Кошмар на улице Гвардейской» продолжается…

В редакцию газеты вновь обратились жильцы общежития в Калуге по адресу: Гвардейская, 17. Их дом опасен для проживания. Суд обязал владельца здания признать его аварийным и подлежащим расселению. Вместо этого людей решили переселить в Обнинск с пропиской на одиннадцать месяцев.

Два года назад жители этого дома уже обращались в редакцию с просьбой о помощи. Наши корреспонденты побывали там и посмотрели условия, в которых существуют несколько семей. Помнится, тогда здание произвело на нас удручающее впечатление. В буквальном смысле дыры вместо обрушенных потолков и балок, коммунальные службы города отказались обслуживать это здание по причине его явной бесперспективности. Один факт запомнился более всех: бабушки моют посуду в общей кухне, а над умывальником виден провал, от которого расходятся трещины… «Кошмар на улице Гвардейской» – так называлась статья по итогам увиденного.

Большинство ранее здесь обитавших граждан давно съехали от греха подальше. Остались те, кому некуда деваться, в основном пенсионеры и инвалиды.

История дома в общих чертах такова. Когда-то это было образцовое общежитие для офицеров местной военной части, которые затем получили квартиры и выехали. Сейчас в нем остались те, кто не служил, а работал при АО «60-й арсенал».

Дом на Гвардейской, 17, принадлежит Министерству обороны. Оно готово было отдать его на баланс муниципалитета, но тот поставил условие – перед передачей сделать ремонт. Однако он стоил бы ни много ни мало, а 17 миллионов. Владелец посчитал, что делать его нецелесообразно.

Жильцы дома судятся с министерством не первый год. В ходе последнего разбирательства было вынесено решение о том, чтобы признать дом многоквартирным, аварийным и подлежащим расселению. Вместо исполнения решения суда Минобороны в этом году предложило жильцам переехать в Обнинск, в маневренный фонд, с временной пропиской. А что потом?..

Сотрудники Калужского филиала ФГАУ «Росжилкомплекс», в чье оперативное управление было передано здание на Гвардейской, утверждают, что для жителей этого дома переселение в маневренный фонд было бы лучшим вариантом из тех, которые вообще возможны. Дело в том, что ни у кого из проживающих нет действующего договора найма помещения. Некоторые показали договор служебного найма, который был просрочен уже много лет.

Получается, люди живут здесь на птичьих правах. По закону даже такое убитое жилье им не положено.

– Когда нас заселяли, то никто не говорил, что прописка здесь временная,

– говорит жительница дома Татьяна Курушкина.

В Обнинске им предлагают отдельную однокомнатную квартиру. Правда, маневренное жилье нельзя приватизировать, чтобы передать по наследству, нельзя будет прописать в него своих родственников.

Обитатели общежития согласны переехать даже в другой город, но не получится ли так, что, выехав из кошмарного дома, они через год окажутся вообще на улице?

Этого больше всего и боятся. Представители «Росжилкомплекса» успокаивают, что на улице они не останутся, потому что относятся к социально незащищенной категории населения. Однако никто никаких гарантий сейчас не дает.

По Жилищному кодексу в случае расторжения или прекращения договора найма принудительное выселение граждан из специализированных помещений (к которым относится и маневренный фонд) происходит в судебном порядке. Однако пенсионерам по старости, инвалидам, нуждающимся в жилье, предоставляются другие помещения, сделать это должен прежний собственник. Видимо, это положение имели в виду сотрудники управляющей организации.

Таким образом, позиция владельца общежития – Минобороны – такова: мы делаем все возможное в рамках закона. Жители считают по-другому и подозревают военных в том, что они хотят попросту избавиться от них, а дом законсервировать. Большинство из них находится здесь практически всю жизнь, лет тридцать из которых, можно сказать, с риском для жизни. Неужели под старость они не заработали на нормальную крышу над головой?

Конечно, можно поставить в вину жильцам то обстоятельство, что они раньше не подумали о документальном оформлении своих прав на жилье. Но сейчас время упущено, и надо просто понять и помочь.

Елена ГУСЕВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.