От Урарту до Калуги

Древний восточный дудук вдохнул новые смыслы в европейскую классику.

Музыкант с именем царя Урарту, Аргишти, виолончелистка Ольга Пахомова и гитарист Артур Бочкивский дали деликатные аранжировки великих творений гениев.

Дудук — древнейший этнический инструмент, игра на котором признана ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества. Музыкант по имени Аргишти (ударение на последнюю «и») попросил зрителей не аплодировать во время концерта, чтобы не разрушать хрупкую атмосферу таинства и гармонии.

Ведь «музыка — это не только звуки, но и тишина». Но в финале на ансамбль обрушилась такая овация, что почти заглушала слова прощания, сказанные Аргишти.

По-армянски он называется «циранапох», что переводится как «душа абрикосового дерева». Вдох должен быть быстрым и глубоким, а выдох долгим и ровным.

Дудук нуждается в периодическом уходе, нужно смазывать трубку маслом грецких орехов, а трость сушить.

Одним из самых известных исполнителей музыки на дудуке являлся музыкант и композитор Дживан Гаспарян, автор саундтреков многих голливудских фильмов, таких как, например, «Последнее искушение Христа». Аргишти поделился с вашим корреспондентом радостью от уроков знаменитого исполнителя, о чем мы расскажем вам позднее.

Гаспарян работал со многими известными музыкантами, среди которых — Андреас Фолленвайдер, Лайонел Ричи, Стинг, Питер Гэбриел, Ханс Циммер, Брайан Мэй, Роман Мирошниченко, Борис Гребенщиков. Четыре года концертировал вместе с мировой звездой калужский дудукист, заслуженный артист Армении Ашот Казарян. Увы, маэстро недавно скосил коронавирус.

Калужский гость, друживший с Ашотом Казаряном, принял сценическое имя Аргишти в честь царя государства Урарту. Он жил в восьмом веке до новой эры, расширил границы Урарту в Закавказье, основал город Эребуни на окраине современного Еревана, город Аргиштихинили на месте современного Армавира.

Арам Хачатурян говорил, что из инструментов один лишь дудук может заставить его плакать. И в зале Дома музыки многие вытирали слезы, особенно после проникновенного исполнения музыки Микаэла Таривердиева из фильма «Семнадцать мгновений весны».

Аргишти показал дудук, созданный лучшим мастером современности, Кареном Микаеляном, не только как этнический инструмент. А ведь его конструкция предельно затрудняет исполнение европейской, тональной музыки. Аргишти сумел приблизиться к идеалу исполнителя на любом инструменте – воспроизведения звука человеческого голоса.

Абрикосовая трубка под дыханием музыканта пела и рыдала, подобно звукам женского плача. «Аве Мария» и Шуберта, и Баха — Гуно напоминала вокал, как и любимая мелодия бабушки гостя, романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду», «Колыбельная» Иоганна Фридриха Антона Флейшманна были подобны вокалу. Ощущение покоя, мягкости, человечности, данное абрикосовой музыкой, так ценно в эпоху суеты и гиперагрессии. Приезжайте еще, мастер дудука!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.