Когда отцы – беглецы

Как судебные приставы ищут родителей для взыскания алиментов, назначенных судом.

На какие только ухищрения не идут иногда нерадивые папы или мамы, чтобы не тратиться на содержание своего ребенка после развода! Переписывают свое имущество на нового супруга, официально не оформляются на работу, стараются не иметь счетов в банках. Одним словом, нигде и никак «не отсвечивать». И приставам приходится проявлять немалую смекалку, чтобы выявить у такого родителя хоть что-то для взыскания алиментов, назначенных судом.

Однако найти алиментщика удается не всегда. И через год напрасных усилий по его поиску такой родитель признается без вести отсутствующим. А его бывший супруг, воспитывающий ребенка, может обратиться в Пенсионный фонд за назначением пенсии по потере кормильца. Но и после установления такой выплаты розыск неплательщика алиментов продолжается. Причем уже по двум «фронтам» – судебными приставами и сотрудниками ПФР. Впрочем, следует сразу оговориться: случаи признания неплательщика алиментов без вести отсутствующим для УФССП Калужской области – большая редкость.

– На начало октября на принудительном исполнении у нас находилось чуть более 6 000 производств по взысканию алиментов с должников. Объявлены в розыск 332 человека, скрывающихся от своих детей. При этом за девять месяцев этого года лишь трое из них были официально признаны безвестно отсутствующими. А за весь прошлый, 2020 год, в статус безвестно отсутствующих попали восемь алиментщиков,

– рассказал главный судебный пристав Калужской области Иван Зубов.

Такое небольшое количество удачно «залегших на дно» неплательщиков алиментов руководитель регионального УФССП объясняет, во-первых, стараниями своих подчиненных выполнить работу, а во-вторых, с длительной процедурой признания должников безвестно отсутствующими. Ведь для получения такого статуса гражданам необходимо находиться в розыске у судебных приставов не менее года и о них не должно быть никакой информации – ни о месте нахождения, ни о месте работы.

– При этом самого факта, что человек, к примеру, просто не отвечает на звонки, недостаточно для принятия решения о признании безвестно отсутствующим. Процедура гарантирует защиту прав и самого должника. Материалы от судебных приставов должны подтверждать, что гражданина действительно искали, приняли все возможные меры, но найти его не удалось,

– отмечает Иван Зубов.

Только после года безуспешных поисков взыскатель алиментов может обратиться в суд сначала с заявлением о признании своего бывшего супруга без вести отсутствующим, а потом – за назначением пенсии по потере кормильца. Но суд предварительно попросит уже специалистов Пенсионного фонда удостовериться, что алиментщик действительно нигде не работает на просторах нашей большой страны и не получает никаких выплат.

– Мы «пробиваем» по своим базам такого человека. Причем не только по региональным, но и имея доступ к федеральным сведениям,

– поясняет заместитель управляющего отделением ПФР по Калужской области Ирина Артемова.

– То есть даже если человек уедет, скажем, в Магадан и устроится там на работу, мы увидим, что он получает какие-то выплаты.

Раньше, вспоминает Ирина Артемова, когда у сотрудников территориальных органов ПФР не было доступа к федеральным базам, некоторым алиментщикам таким образом удавалось хитрить, увиливать от содержания своих несовершеннолетних детей. А государству приходилось платить им пенсию. Сейчас уже так не выйдет. Но выплаты по потере кормильца, после того как родитель признается без вести отсутствующим, назначаются органами ПФР только для российских граждан.

– Если человек приехал на заработки в Россию и перестал давать знать о себе родственникам, те после нескольких лет ожидания иногда обращаются к нам. Но мы в таких случаях отказываем,

– уточняет замуправляющего ОПФР области.

Сразу после признания судом родителя безвестно отсутствующим Пенсионный фонд назначает несовершеннолетнему ребенку пенсию. Однако даже после установления выплаты сотрудники ПФР периодически отслеживают по своим базам, «не засветился» ли где должник. Продолжают розыск неплательщика и судебные приставы, так как исполнительное производство в связи с признанием должника безвестно отсутствующим не прекращается. И только через три года безуспешных поисков по линии ФССП и ПФР алиментщика признают умершим.

Однако все это время ребенок уже получает пенсию. Ее размер не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. Сумма, конечно, не самая большая. Зачастую алименты от горе-отца (а именно они чаще скрываются от бывших жен и судебных приставов) больше.

– Но когда в течение длительного времени взыскатели вообще не получают алименты от своих бывших супругов, они рады любой выплате, в том числе и пенсии по потере кормильца,

 – говорит главный судебный пристав Калужской области Иван Зубов.

– Тем более что, помимо выплаты, которую в таких случаях получает ребенок, появляется ряд своего рода преимуществ и у второго родителя. Безвестно отсутствующего можно будет снять с регистрации, брак с ним будет расторгаться в упрощенном порядке, а над его имуществом, при наличии такового, может быть установлено доверительное управление.

Между тем в региональном УФССП подчеркивают: очень редко неплательщикам удается настолько удачно «залечь на дно», чтобы быть признанными безвестно отсутствующими. Куда чаще в процессе розыска судебные приставы не только получают информацию о возможном месте пребывания должника, но и находят нерадивых родителей. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото пресс-службы УФССП по Калужской области.