Как муху хоронили

В Палатах Коробовых рассказывают о «приключениях маленького веретена».

В экспозиции подлинные предметы быта и прикладного искусства XIX – XX веков попросятся к вам в руки. Попробуйте прясть, погладить ткань деревянным утюгом-рубелем, при помощи ухвата поставить полный горшок в печь. Это непросто! Наши предки были ловчее и выносливее. Ожирение, самая страшная эпидемия нашего века, хозяевам не грозило. Предметы калужских народных промыслов и удобны, и нарядны. Гончарная посуда и глиняные игрушки из Хлуднева, изделия из лозы и лыка из Плетеневки и Желыбина удивят затейливостью.

Посетители увидят, как выглядел женский традиционный народный костюм XIX – начала XX веков. Самая искусная мастерица, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы соткать пятнадцать метров ткани, нужно 20 000 метров пряжи! Поэтому девочка с детства готовила приданое, все зимние вечера проводила с веретеном в руках. Веретено называют славянской волшебной палочкой. Под мерное кручение, распевая протяжную песню, входила пряха в созерцательное состояние, мы сегодня скажем, медитировала. «Под жужжанье своего веретена» сказывала Арина Родионовна сказки Пушкину.

Славянская Макошь, богиня судьбы, была пряхой, подобной греческим мойрам. Веретено превращает бесформенную кудель в упорядоченную нить – это ли не дело кудесницы! Сербки мешали яйца, отложенные курицей, веретеном, чтобы было больше курочек и меньше петушков. В Онежском крае, если младенец не мог спать по ночам, мать делала крохотные копии веретена, прялки и клала их в колыбель, чтобы злой дух, мучающий ребенка по ночам, занимался прядением и не мешал малышу спать.

На Полесье женщины пытались вызывать дождь, окуная веретено в воду. Не зря, наверное, спящая красавица укололась именно веретеном – большая в нем сила! Калужский край прославился в этнографических трудах как место, где с песнями хоронили… тараканов. Похороны мух, тараканов, блох, клопов, вшей, комаров — восточнославянский обряд. Его совершали со дня Семена Летопроводца (14 сентября) до Покрова (14 октября). Сегодня – самое время!

Во Владимирской губернии зарывали в землю живую блоху, в Тверской — хоронили тараканов, закапывая коробочку с ними в огороде. В Калужской губернии между обедней и утреней хоронили в землю завернутых в тряпку тараканов, мух, блох, клопов и вшей (Мосальский уезд). Разыгрывали похороны блохи с мухой, посаженных в «гроб» — огурец (Калужский уезд, Ахлебино). Закапывая насекомых в землю, по ним причитали: «Попрыгунья блошка, подогни ножки, Перестань скакать, пора ложиться помирать». Крестьянки плакали, стучали в косы, изображая колокольный звон. «Мертвецов» провожают на кладбище всей деревней. Там бросают огурец с мухой и блохой и с пением возвращаются домой.

Смысл обряда заключался не только в выгоне насекомых из изб, но и в том, что во время «мушиных похорон» девушки устраивали себе смотрины. Они голосили в самых ярких нарядах, стараясь показать свои достоинства перед зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась осенняя пора свадеб с Семена-дня до конца ноября.

На экскурсии вам расскажут, что елку наши предки наряжали не под Рождество, а на свадьбу. Но это совсем другая история, узнать которую вы сможете, посетив выставку.

Маргарита РАЗУМИХИНА.
Фото Игоря РУЛЁВА.