Открываем некоторые нюансы жизни удивительного мира внутри муравейника.
Вы когда-нибудь видели купола из хвои на земле, в которых туда-сюда снуют тысячи муравьев, следуют только им известному маршруту? Согласитесь, крайне притягательное зрелище. Не зря в народном творчестве эти крохотные насекомые снискали славу трудяг – кажется, огромный муравейник не замирает ни на секунду, как мегаполис.

Удивительный интеллект этих лесных обитателей известен ученым, но даже они пока не смогли расшифровать их язык и окончательно понять, как устроено их общество. Ну а то, что муравьи приносят пользу, защищая леса от вредителей, известно всем. Уничтожая вредоносных насекомых, они участвуют в почвообразовании, перерабатывают мертвую древесину.

Там, где живут муравьи, лес здоров. Увы, но с каждым годом этих насекомых в природе становится все меньше. Причины – рост рекреационной нагрузки на природу, бессистемная рубка лесов, загрязнение окружающей среды. Чтобы спасти муравьев, в России около десяти лет назад была запущена программа «Мониторинг муравьев формика», к которой присоединился и национальный парк «Угра».

С 2014 года специалисты изучают поселения насекомых, диагностируют их состояние, следят за поведением популяции. В недрах нацпарка есть крупное поселение рыжих муравьев — Formica aquilonia. Оно тянется вдоль лесной дороги в окрестностях урочища Русиново на два километра, уходя вглубь на 500 – 800 метров.

Во время проведенного пять лет назад масштабного исследования выяснилось, что в поселение входили 295 больших и малых гнезд, а общая численность муравейников достигала от 500 до 1 000. В сентябре этого года ученые отметили, что некоторые старые гнезда угасают, но появляются новые. Целая огромная страна с тысячами жителей, своими законами, режимом и историей.

Formica aquilonia – одни из самых стойких к холоду муравьев, и на юге от Москвы этот вид встречается крайне редко. Так что появление их в нацпарке – двойная удача: редкие насекомые попали на охраняемую территорию, где за ними присматривают специалисты. В сонме калужских муравейников есть одно место, в котором они достигают высоты в полутора метров при диаметре свыше трех.

На приобретение таких масштабов требуется не один год, отчего, по словам доктора биологических наук Виктории Телегановой, можно считать, что именно эти гнезда являются родоначальниками всего комплекса. Тропы по мху у калужских трудяг – мощные и широкие, явно проложенные много лет назад. Они тянутся от гнезда к деревьям, на которых живут «коровы» — колонии тлей, кормящие муравьев соком (падью или медвяной росой).

Его же любят и пчелы. Ученые заметили, что они собирают больше меда, если неподалеку живет много муравьев. В первой половине лета муравьи идут на березу, в конце июля – на ели. В итоге деревья оказываются защищены от вредителей – муравьиная «охрана» их ловит и отпугивает. Тропы, проложенные этими удивительными насекомыми, обладают продуманной логистикой. По ним доставляются в муравейник грузы – хвоя, веточки и смола, которые защищают поселение от дождя. Последний груз – самый опасный, в нем легко увязнуть и окаменеть на миллионы лет. Помните муравьев в янтаре? Возможно, они попали туда именно во время охоты за вязкой жидкостью.

Некоторые грузы муравьи таскают домой всем коллективом – когда в муравейник доставляется особо крупное насекомое или гусеница. Удивительная слаженность, и никаких возражений от участников! А еще крупные насекомые пользуются муравейниками для своих нужд. К примеру, бронзовка (золотисто-зеленый жук) выводит в муравейнике потомство. Нахалка просто садится на гнездо, закапывается в купол и производит детишек. Хозяева не могут справиться с непрошеным гостем, хотя и пытаются выставить жука вон. Потом мамаша покидает чужое гнездо, унося на себе в воздух нескольких защитников «альма-матер».

Внимательный взгляд человека может заметить сотни чудес, которые происходят в стране муравьев. А умный поймет: маленькие трудяги делают большое дело, и, заботясь о них, мы думаем, прежде всего, о себе.

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Елены РОГУЛЕНКО, главного специалиста отдела экопросвещения национального парка «Угра».