Озеро в соборе

В выставочном зале Союза художников представлена выставка Андрея Сахарова.

Вдова графика, Ирина Климентовская, предложила на суд зрителя больше ста работ, написанных автором за сорок лет творчества. А всего их более пяти тысяч! Название выставки — «Интерференция альтернатив или антропоморфная ловушка?».

Ирина Климентовская сказала, что «период творчества с 1985 по 2016 годы Андрей сам называл «интерференцией альтернатив», наложением и усилением противоположностей. Затем он стал готовиться к выставке «Антропоморфная ловушка», которая должна была состояться при его жизни».

Андрей Сахаров родился в Калуге, окончил художественно-графический факультет Московского педагогического университета. В 1990 году он проходил пленэрную практику в Италии, Австрии, Венгрии, Югославии. В 1992 году на основе работ Сахарова сняты фильмы «Зона S» и «Творчество Андрея Сахарова». Художник активно выставлялся в Калуге, России, за рубежом — на Всероссийской выставке работ преподавателей и студентов художественно-графических факультетов (Москва, Манеж 1987), выставке молодых художников (Польша, 1988), групповой выставке (Япония, 1991), персональной выставке (Италия, 1989). Работы автора находятся в музеях, галереях и частных коллекциях в России, Италии, Франции, Германии, США.

Есть сообщения о том, что в 1989 году Калужская епархия фиксировала мироточение иконы Божией Матери, находящейся в храме Петра и Павла, что на Пятницком кладбище в Калуге. Икона была написана в 1988 году Андреем Сахаровым. Понятие преемственности входит в само определение культуры, и в творчестве Сахарова живет наследие гигантов.

Художника прозвали «сталкером». И действительно, на его мир заметно повлияло творчество гениального Тарковского. Помните фрагмент из его фильма «Андрей Рублев»: «Снег идет… Ничего нет страшней, когда снег в храме идет»? Живописная работа Сахарова «Планетарий» — руины готического собора, вписанные в лес. Деревья выросли, озеро появилось в развалинах собора на одной из его работ. Исторический мотив подчеркивают трагические разрывы, а не связь времен. Звучные краски умеряются туманами и закатной либо рассветной дымкой. Тарковский, в свою очередь, был напоен мировой художественной культурой, в частности, отдельные кадры его картин — прямые цитаты полотен Каспара Давида Фридриха. Этот немецкий художник эпохи романтизма писал загадочно-молчаливую природу и символы сверхреального бытия. Они явлены в виде реалистичных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталях (морской горизонт, горная вершина, одиноко стоящее дерево, дальний город). Так и темпера Сахарова «Святое семейство» — группа из трех деревьев: Иосиф-обручник — патриарх елей, Мария с младенцем — прильнувшие друг к другу деревца.

На определенный период забытое искусство Фридриха вновь привлекло внимание в XX веке начиная с эпохи сюрреализма. Признано его влияние на возникновение абстрактной живописи, творчество Пита Мондриана, Марко Ротко. Фридрих считал, что «художник должен рисовать не только то, что он видит перед собой, но и то, что он видит внутри себя».

Таковы и работы Сахарова. Влиянием японских графиков пронизано искусство многих европейских направлений. Еще импрессионисты искали в японской цветной гравюре свежие средства изображения. Они переняли различные формы композиции, например, показ отдельно стоящего, как бы «обрезанного» рамкой картины объекта, асимметричное построение картины, экстремально углубленные вдаль диагонали, «зарешеченность» картины при помощи деревьев…

Эти приемы вновь актуализировал и Андрей Сахаров, например, в работе «Пожар». «Рождение дерева» показано как слияние сил земли и неба. «Тайная вечеря» Андрея Сахарова — группа разломных манекенов, застывших в канонических позах. Утопающие в грязи некрашеные домики, покосившиеся заборы, столбы, поддерживающие провода, по которым давно не идет ток в умершие деревни, – один из лейтмотивов творчества художника («Загородный проезд», «Распутица», «Колокольный звон»). Солнечное затмение на фоне раструбов водостоков автор увидел как «Лозунги». В работе «Калуга. Улица Смоленская» художник подметил инновационную технику уборки улиц в нашем городе. Сор сгребают кучками на расстоянии около метра друг от друга и так и оставляют до следующего дождя. Умело исполненная обнаженная натура, кажется, выпирает коленями из оргалита. «Трасса» с призрачным автобусом — словно кадр из «Гарри Поттера» или «Ночного дозора».

Художник собрал калужские колокольни на одном листе, и получилось дивное «Кружево». «Закон Шредингера» отсылает к поразительным графическим работам математика Анатолия Фоменко. «Закон Ньютона» показывает драматичный финал жизни человека в заболоченном угнетенном леске. Циклопический геоглиф индейцев Наска, изображение колибри, которым они приманивали корабли инопланетян, автор расположил… на отмели посередине Оки! Цельная экспозиция звучит единым тоном меланхолической романтики.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.