Наставник боя

10 октября 2021 г. 11:45

Знаменитый калужский тренер делится секретами, как вырастить героев спорта.

Кто двигает калужский спорт? Бегуны, пловцы, борцы… Да, успехи наших спортсменов прославляют родной край, но откуда берутся эти чемпионы? Ответ очевиден: их воспитывают тренера.

Недавно корреспондентам «Знамени» удалось побеседовать с одним из самых опытных калужских наставников — Эфлетдином Бедирхановым, тренером по самбо ГБУ КО «Спортивная школа по борьбе». Мы попытались выведать у него секрет: как вырастить будущих героев спорта?

— Расскажите про ребят, которых вы тренируете. Есть ли среди них чемпионы?

— Во-первых, мы начали заниматься спортом давно, еще в 90- х годах. За это время очень много ребят достигли определенных результатов. Так, например, недавно проходил Кубок России, и один из моих воспитанников, Эдмон Артенян, занял третье место. Незадолго до этого, на чемпионате России по универсальному бою, мой ученик Марат Бедирханов занял третье место. Призером чемпионата мира стала моя ученица Виктория Глуховская. Пока что она единственный чемпион мира среди моих ребят. Но в их числе есть и чемпионы России.

— Как это происходит: детей к вам приводят родители или они сами?

— В 15 — 17 лет дети приходят к нам самостоятельно: кто-то показал, услышал, вот они и пришли. А тех, кому еще не исполнилось двенадцати, приводят родители по самым разным причинам.

— Кем становятся ваши ученики, если не делают карьеру в спорте?

— В основном они поступают в военные, полицейские училища, работают в силовых структурах. Там их навыки всегда приветствуются.

— Только честно: часто они уходят с тренировок, перестают заниматься?

— Да. Это тяжелый вид спорта, устают ребята, требования большие. Понимаете, это не школа, там ты пришел, оценку получил, и про тебя забыли, а здесь тренер день и ночь про тебя думает: «Я его должен тренировать, я вижу его перспективу». Если ребенок не пришел на тренировку, то я звоню родителям. Спрашиваю: «Почему Ваня не пришел?»

— А часто выгоняете?

— За свою жизнь я только один раз прогнал ученика, потому что он постоянно дрался с другими. Вообще я считаю, что выгонять из секции не очень красиво и хорошо, потому что это тренер не может найти подход к ребенку. Когда ты работаешь с учеником индивидуально, то всегда есть какой-то положительный контакт с ним. Это важно, будет ли он доверять. Если воспитанник уехал и не известил тренера об отмене тренировок, то бывает немного грустно и обидно, ведь, значит, не такой уж и хороший контакт получился. Хочу сказать, что тренер часто знает то, о чем порой даже не догадываются родители. Ученики делятся своими переживаниями, просят совета. Тренер всегда поможет, выручит, подскажет, намекнет.

— Эфлетдин Ахмедханович, какие обстоятельства вы считаете оправданными для того, чтобы можно было пропустить тренировку?

— Я категорически против, чтобы больной находился в спортивном зале. Прочие обстоятельства оправданием быть не могут. Это же режим работы, твой организм требует получения физической нагрузки вечером, а ты нарушаешь его. Это стресс. Я всегда проверяю, во сколько ученики ложатся спать. Если в 23.00 кто-то из них в Сети, я пишу: «Почему не спим?», слежу за их режимом. Держу связь с родителями и всегда сообщаю, если внезапно ребенок не приходит на тренировку.

— Вы приучали своих детей к спорту?

— Да, сына, когда тот был маленький, брал с собой в спортзал на тренировки. Когда понял, что ему нужен напарник, ведь одному тренироваться скучно, взял его друга. Потом еще одного, еще одного. Позже родители других детей стали приходить, просили взять и их детей заниматься. В итоге набралась группа в пятнадцать человек. Я работал с ними три года на добровольных началах. Потом директор спортивной школы предложил должность тренера. Поначалу я не соглашался, но, в конце концов, решился.

Тогда зал был совсем пустой. Я сам приводил его в порядок, что-то покупал, ремонтировал. В нем даже матов не было, только старые матрасы. Мы достали старый парашютный купол, разрезали и сделали из него покрытие для занятий. Именно так и начиналось все то, чем я сейчас занимаюсь.

— А как вы думаете, кем бы вы стали, если бы не были тренером?

— В детстве я мечтал быть летчиком, потом захотел стать врачом и, наверное, стал бы им, если бы не спорт. Я ведь поступил в фармацевтическое училище в Калуге, но бросил через четыре месяца. Хотелось быть в мужском коллективе, а там было больше девчонок, я стеснялся даже иногда. Еще тренировки отнимали много времени, их трудно было совмещать с учебой.

— Что вы считаете главным достижением в вашей жизни?

— Я думаю, что у меня нет какого-то главного достижения. Самое важное в моей жизни — семья. Если бы не она, о спорте не пришлось бы и говорить, потому что родные помогают, поддерживают, одобряют. Я отдавал тренировкам четыре часа ежедневно и если бы направил это время в другое русло, то мог бы стать уже кандидатом наук.

Впрочем, моим достижением можно назвать моих воспитанников, которых я очень люблю. Всегда за них переживаю, горжусь их успехами, поддерживаю. Мне очень приятно, когда кто-то из них добивается своих целей.

— К чему вы сейчас больше всего стремитесь?

— Чтобы мои ребята были людьми, уважали себя, окружение, общество. Я хочу помогать им стать сильными и воспитанными, укрепить их здоровье. И ученики понимают меня, они тоже стремятся к этому.

Никита КОВАЛЁВ.

Фото из архива героя публикации.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *