«Рогатый», ты злишь!

Самый экологичный вид транспорта в Калуге медленно, но верно вымирает.

Почему так плохо ходят наши троллейбусы? Потому что их не любят хозяева. Сесть на троллейбус под № 1 становится все труднее. Он забирает людей с двух вокзалов – железнодорожного и автобусного, следует по исторической части города. Интервал движения самого центрального маршрута при этом все увеличивается и доходит практически до получаса!

И так происходит почти на каждом маршруте. При этом часть их периодически или временно убирается. Стоит ли удивляться столь медленной езде «рогатого», если его практически приговорили к тому, чтобы стать транспортом для пенсионеров.

Казалось бы, еще недавно, лет десять назад, в Калуге насчитывалось порядка 120 единиц электротранспорта. Сейчас, по данным МУП «УКТ», осталось 102, из них три — учебные. Минус тридцать. Из этого числа вычтем 22 — 27 единиц тех, которые не на ходу, получаем 70 машин, регулярно выезжающих на линию. То есть парк сократился почти наполовину.

Последнее пополнение новыми машинами было в столице области в 2013 году. Тогда закупили 35 штук, что позволило несколько приостановить стремительный развал техники для пассажирских перевозок.

Руководство УКТ совместно с муниципалитетом делает попытки поддержать электротранспорт на рабочем уровне, но пока мы видим, как оно с благодарностью принимает списанные троллейбусы из Москвы. Сейчас в городе работают 10 таких единиц, главным образом десятилетней давности выпуска.

Водители наших троллейбусов говорят о том, что ремонт этого «электрохлама» встает в копеечку. И на фоне этого, можно сказать, убожества город приобретает 60 новых автобусов, которые теперь ходят в северном направлении. Таким образом, на сегодняшний день количество исправных автобусов в парке УКТ уже больше, чем троллейбусов.

Такая вот «переоценка ценностей» городского пассажирского транспорта происходит на фоне разговоров об убыточности троллейбусов и малой маневренности.

Троллейбус проигрывает автобусу и в цене. Одна новая электромашина сейчас стоит 25 миллионов, в то время как цена автобуса ЛИАЗ – 12 млн рублей, а ПАЗ − пять миллионов. Плюс к тому бензиновый транспорт не требует прокладки контактной сети и последующего ее регулярного обслуживания.

Однако если вспомнить историю развития и нашего, и в целом отечественного транспорта, троллейбусы всегда были убыточны, всегда ездили медленнее автомашин. Зато они реже становились участниками серьезных ДТП – те, кто сидит в салоне большой машины, более защищены и спокойны, нежели пассажир маршрутки, обгоняющей соседей.

Я всегда добрым словом вспоминаю троллейбус, на котором могла спокойно провезти ребенка и коляску, а также собаку. С автобусами в этом плане все было намного сложнее и неудобнее.

Нелишним будет сказать и о том, что троллейбус наносит вред окружающей среде намного меньший, чем машина на бензине. В свете новых экологических требований к автомобилям и перспективе перехода на электромобили наш троллейбус мог бы достойно вписаться не только в настоящее, но и будущее. Вместо этого его объективно вытесняют ради сиюминутной выгоды.

Управление калужского троллейбуса планы по дальнейшему уменьшению парка электромашин отрицает и говорит о желании в качестве обновления закупить троллейбусы с автономным ходом до 20 км. Это позволит обслуживать ими новые микрорайоны города без строительства контактной сети.

Очень хотелось бы в это поверить, но пока эти планы выглядят как что-то очень далекое или единичное, разовое предприятие. А тем временем интервалы между движением будут все увеличиваться, все меньше стареньких, отслуживших свой век «рогатых» смогут выехать на линию. И все чаще вслед себе они будут слышать фразу от водителей и пассажиров о том, что троллейбус их «бесит»…

Елена ГУСЕВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ, Игоря РУЛЁВА, из группы управления калужского троллейбуса в «ВКонтакте».

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы приглашаем к открытому диалогу все заинтересованные в решении проблемы стороны.