Борьба с рекламными атаками банков

Что делать, если банк пользуется персональными данными для продвижения своих услуг и постоянно звонит или пишет рекламные СМС?

«Предлагаем сделать вклад, обещаем хороший процент», «Наши кредиты – самые щадящие», «Оформите у нас банковскую карту, и будет вам счастье»… Кто из нас не получал подобные сообщения или не выслушивал заманчивые обещания во время телефонных звонков?

В погоне за клиентами банки иногда просто заваливают потенциальных заемщиков или открывателей счетов напоминаниями о своих услугах и продуктах. В итоге реклама банков в последнее время стала настолько навязчивой, что этой деятельностью финансовых структур заинтересовались Центральный банк России и Федеральная антимонопольная служба. Регуляторы встали на защиту спокойствия граждан, напомнив банкам о правилах игры на рекламном поле.

ЦБ и ФАС выпустили совместные рекомендации, адресованные финансовым организациям, в которых подчеркнули: согласно закону распространение информации рекламного характера по телефону допускается только при условии предварительного согласия абонента. Без него звонки и рекламные эсэмэски – нарушение прав и интересов гражданина, по сути, использование его персональных данных без разрешения.

– В сентябре в кредитные организации Калужской области также было направлено информационное письмо Банка России и Федеральной антимонопольной службы с разъяснением, что согласие заемщика на рекламу не должно быть автоматическим и бессрочным. Кредиторам следует оформлять согласие заемщика на рекламу в виде отдельного документа или формы на сайте с указанием срока действия этого разрешения, не допуская при этом условия о его автоматической пролонгации. Для согласия, включенного в договор или заявление, должна предусматриваться отдельная подпись или отметка под перечнем конкретных распространителей рекламы, – сообщила подробности, содержащиеся в документе, заместитель управляющего Калужским отделением Банка России Лариса Захарова.

Сейчас же большинство финансовых организаций, намеревающихся пропагандировать свои услуги, просто прописывают формальное согласие на получение рекламы в одном из пунктов договора, который заключают между собой компания и клиент по поводу условий предоставления того же кредита, например. При этом у заемщика в таких условиях, по сути, нет права отказаться от согласия на получение рекламы, что нарушает закон.

– В выпущенных рекомендациях среди прочего указывается, что отказ заемщика от рекламы не должен влиять на одобрение ему кредита или займа, – уточнила Лариса Захарова.

Совместное письмо ЦБ и ФАС – это все же только рекомендации, и насколько банки будут их стремиться выполнять, покажет время. Однако теперь у тех калужан, кто чувствует себя заваленным банковской рекламой, появилась возможность сопротивляться такому потоку.

– Если звонят из банка, клиентом которого гражданин является или когда-то был, и навязчиво рекламируют услуги, то необходимо написать заявление – отзыв согласия на обработку персональных данных. Иногда для этого достаточно позвонить на горячую линию банка. Кроме того, важно не забывать отключать рассылку рекламных сообщений при закрытии карты, вклада, кредита. После этого банк не должен беспокоить вас новыми предложениями.

Если же звонки и рекламные рассылки продолжатся, можно пожаловаться в интернет-приемную Банка России на официальном сайте www.cbr.ru или по телефону горячей линии 8-800-300-3000. С жалобами на навязчивую рекламу также можно обращаться в антимонопольную службу, – пояснила Лариса Захарова.

Письменное обращение в ФАС можно подать на официальном сайте ведомства или через портал госуслуг, где указать, что действия заваливающей вас спамом кредитной организации противоречат рекомендациям ФАС.

Есть и еще одна возможность – действовать через своего сотового оператора. В этом случае в жалобе важно заявить об отзыве согласия на обработку вашей персональной информации и об отказе получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения (это на случай, если вы все-таки где-то поставили галочку о согласии). Укажите, откуда приходят нежелательные звонки и СМС-сообщения. И тогда оператор обязан бесплатно прекратить их рассылку или заблокировать звонки с абонентского номера, указанного в обращении.

– Можно также оставить отзыв о качестве услуг финансовых организаций через мобильное приложение Банка России «ЦБ-онлайн», эта информация затем анализируется Банком России, – добавила заместитель управляющего Калужским отделением Банка России Лариса Захарова.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото pbs.twimg.com, super-news.info, evo-rus.com, zen.yandex.ru, mamadysh.tatarstan.ru.