«Горе от ума» в Калужской драме

На сцене областного храма Мельпомены – русская классика.

Наша драма представит на фестивале «Старейшие театры России в Калуге» один из ослепительных шедевров русской сцены – «Горе от ума». Его героев и антигероев воплотят Анастасия Семесенко, Любовь Парфирова, Елена Соколова, Кирилл Бессонов…

Мы расспросили об этом жизненном произведении заслуженного артиста России Сергея Лунина, исполнившего в спектакле роль Фамусова.

− Сергей Борисович, огромное вам спасибо за Мамаева в калужской постановке пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Ее премьера, кстати, закрыла прошлый фестиваль.

− Очень люблю эту пьесу. Я же учился при Малом театре, в Щепкинском училище.

− Щепкин же тоже играл Фамусова. Вам не кажется, что Мамаев и Фамусов − братья?

− Кажется. Мой мастер, Виктор Иванович Коршунов, народный артист СССР, профессор, высказал в своей книге мысль, что в классической русской драматургии есть три «Эвереста», три пьесы, «Горе от ума», «На всякого мудреца довольно простоты» и «Ревизор». Мой учитель играл во всех трех пьесах. Я играл городничего, Мамаева, и теперь − Фамусов.

− Вы мечтали об этой роли?

− Не мечтал. Потому что она такая сложная. Мне кажется, комедия Грибоедова самая загадочная, зашифрованная из трех этих пьес. Можно написать огромные монологи, диалоги, а там три слова содержат бездну смысла.

«Нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Это точное попадание в сегодняшний день. Я одному удивляюсь, почему, когда жил и работал Александр Борисович Плетнев, он не взял эту постановку, это абсолютно его материал.

− Мне кажется, что он это откладывал на потом, а «потом» не наступило… Он же не знал, что так рано уйдет…

− Когда он делал «Женитьбу» Гоголя, говорил, что мы сейчас выпускаем этот спектакль и приступим к Островскому, «Лес».

− Какая постановка «Горе от ума» произвела на вас самое сильное впечатление?

− В Малом театре Фамусова играли Царев, Ильинский. Когда приезжал к нам Малый театр с постановкой Женовача, Фамусова в ней играл Юрий Соломин.

− Да, помню, гастроль на пятый фестиваль в 2009 году, брала у Юрия Мефодиевича блиц.

− И это было блистательно, необыкновенно, переходы звучали у него как музыка.

− Теперь от ума, действительно, горе. Раньше была Единая тарифная сетка, и начальнику приходилось изощряться, для того чтобы его племянница, «заушница», троечница, получала зарплату больше, чем специалист высокого класса. «Ну, как не порадеть родному человечку!» Теперь ничего выдумывать не надо.

− Да, да, ничего не надо.

− Не зря пьеса была запрещена цензурой. Мне кажется, «Горе…» настолько актуально, что его не стоит играть в исторических костюмах.

− В Москве, в Молодежном театре, играют почти в современных одеждах. Бабка Хлестова в шикарном брючном костюме, с бриллиантами.

− Вы получили режиссерское образование, и это очень видно по вашим ролям. Как вы сотрудничали с постановщиком, Робертом Манукяном, в этой работе?

− Я люблю приносить идеи, но выбирает режиссер, последнее слово за ним.

− Дурак ли Чацкий, ведь он мечет бисер своих рассуждений перед свиньями?

− Но ведь с этими людьми, в этом доме он вырос, он думает, что их можно вразумить, изменить. Но происходит чудовищная вещь − самые близкие люди объявили его сумасшедшим. Как легко к человеку приклеить тот или иной ярлык.

− Он приезжает на родину, как идиот князь Мышкин из Европы, где он лечился.

− Да, он тоже приехал с «Кислых вод». В пьесе есть намеки, что Чацкий воевал и лечился на Кавказе, как Печорин.

− Как вы думаете, куда он уехал?

− Режиссер нам сказал, что Чацкий вообще никуда не уезжает. Он − выброшенный человек, он везде чужой.

− Для меня ценность Чацкого в его чистоте, а не в том, что он умен и остроумен.

− Кирилл Бессонов играет Чацкого, это точное попадание.

− Если зрители не поверят, что Чацкий так же чист, как Альцест в «Мизантропе», то замысел автора не будет раскрыт.

− Вы правы, это качество чистоты сыграть невозможно, оно должно быть в личности. Чацкий порядочный, цельный человек. Но по судьбе ему выпала колоссальная боль, потому что он действительно любит Софью.

− Для меня психологически недостоверно то, что Софья любит Молчалина.

− Это у нас такой штамп, что Молчалин приживал, подонок, и все. А если вчитаться − он умница, талантливый человек. Не зря же Фамусов заметил его в Твери и привез в Москву, в свой дом. Он молчит, а молчание − золото. Он расчетливый человек, но в финале прокололся. Фамусов выгнал его, но он поднимется, всплывет.

− Да как роза в проруби. Москва фамусовская − просто кишение змей.

− Все эти три пьесы − «Эвересты» пророческие. Посмотрите «Ревизора». Времени много прошло. А что изменилось?

− Хотя бы крепостных нет.

− Ну, почему же нет? То, что, мы взяли этот материал, изучали его, перелопачивали, − это, поверьте, счастье! Даже просто читать «Горе от ума» очень увлекательно, а зритель, который придет на спектакль, должен получить колоссальное удовольствие. Потому что в пьесе есть все: юмор, боль, драматизм, ирония — огромная палитра чувств и мыслей.

…Спешите в кассу! На 19 сентября билет вряд ли купите, но театральный сезон только начинается. Фестиваль пройдет, но классика останется с нами!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото из архива театра.