Почему мусор летит мимо контейнеров?

Калужане обратили внимание на неприятную особенность оранжевых баков для раздельного сбора отходов.

На фотографии, присланной читателем, видно, что мусор в пакете лежит на крышке контейнера, рядом с отверстием. Причина, по его мнению, в том, что оно очень узкое, пригодно разве что для бутылок и вообще единичных отходов, а не для мешков с объемным содержимым.

Нужно открыть крышку бака и опустить в него пакет, но… спешащие на работу горожане не утруждают себя этим, а просто бросают его рядом. Либо несут в другой контейнер, тоже оранжевый, но старого типа, в сеточку. Он стоит открытым – бросил в него на бегу без проблем.

По мнению нашего читателя, вроде бы такие мелочи, как узкое горлышко и неудобство открывания крышки бака, но создают проблемы, в результате народ в другой раз не станет связываться с раздельным сбором или, как раньше, кинет отобранное в общий бак.

Проведя собственное небольшое наблюдение, могу добавить: не видела никого, кто открывал бы крышку нового оранжевого бака. Люди или выкидывали мусор в отверстие постепенно, высыпая содержимое из пакета, или бросали его в соседние открытые обычные мусорки.

Мы задали вопрос по поводу неудобной формы новых контейнеров представителям Калужского регионального экологического оператора. На что нам ответили: зато они гигроскопичны, то есть, в отличие от «сеточки», лучше сохраняют отобранное сырье − картон и бумагу. Кроме того, они сделаны из пластика и должны служить дольше, чем железные экоконтейнеры, которые за полтора года эксплуатации уже сильно помяты. Еще один плюс закрытых емкостей заключается в их эстетичности, неприглядное содержимое не бросается в глаза.

Таким образом, специалисты КРЭО смотрят на ситуацию с позиции эксплуатирующей организации и отмечают их практичность для дальнейшего использования с целью мусоросортировки и вторичной переработки.

Однако для граждан, которые также участвуют в разделении отходов, оранжевые мусорки с узким горлышком − препятствие в сборе, и это может обернуться потерей «новообращенных» разделяющих.

Для человека, который начал процесс разделения отходов по фракциям около года назад, могу сказать, что вопрос удобства или неудобства контейнера существенен. Представьте себе, что вы год просвещаете своих домочадцев и боретесь за то, чтобы они раскладывали мусор хотя бы по двум пакетикам. Следующий этап – приучить детей и мужа носить отсортированное в специальный бак, а не выкидывать абы куда. Намечаются первые успехи, и вдруг такое препятствие. Если человек еще не дозрел умом до необходимости сортировки, то любая помеха будет поводом не делать то, чего не хочется.

Этот случай может послужить поводом к размышлению о том, что нам вообще мешает разделять отходы, как делают это в Европе. Там люди несколько десятилетий приучены раскладывать то, что хотят выбросить, по нескольким емкостям. Причем в некоторых странах есть запрет класть в мусорку пакет тяжелее, чем можно поднять двумя пальцами. Мы же многие годы копим отходы в сорокалитровых пластиковых мешках повышенной прочности – чтобы пореже его выносить. Как следствие, такие пакетища не пролезают в узкие люки контейнеров.

Может быть, стоило бы с нашим населением проводить практические занятия по разделению в одной отдельно взятой квартире, где показано было бы, где и как хранить отобранное? По словам работников КРЭО, они сами пришли к мысли, что такой ликбез необходим. К примеру, надо бы знать, что если вы выбрасываете пластиковую бутылку, то снимайте пробку. Затем ее нужно помыть, смять и вновь закрутить крышку. Это делается и для того, чтобы машина не возила воздух, и для компактности, и для уничтожения возможного запаха в доме.

Вообще же, по наблюдениям работников регионального экологического оператора, отходов в оранжевых контейнерах за полтора года их использования стало больше в разы. Насколько правильно он разделен? В этом вопросе также есть положительная динамика. Не так быстро, как хотелось бы, но – процесс пошел.

Елена ГУСЕВА.

Фото Александра ШАБАЕВА и pixabay.com,