Зацепинг: прокатиться с риском для жизни

Что толкает подростков заниматься зацепингом и как с этим бороться?

Только за это лето в стране произошло несколько трагических происшествий с подростками на железной дороге. Вологда, Нижний Новгород, Подмосковье…

К счастью, Калужской области нет в этом списке, однако такое явление, как зацепинг, то есть катание на крышах, буферах и других внешних частях железнодорожных составов, знакомо и сотрудникам Калужского линейного отдела МВД России на транспорте. Хотя чаще всего приезжают к нам испытать удачу юные зацеперы из Московской области.

– Среди ребят из Калужского региона мы пока не фиксировали таких случаев, – говорит начальник отделения по делам несовершеннолетних Калужского ЛО МВД России на транспорте Светлана Вереина. – А вот москвичи доставляют нам немало хлопот.

Правда, за последние год — полтора ситуация с зацепингом на железной дороге, проходящей по территории Калужской области, изменилась: любители прокатиться с риском для жизни на крышах вагонов сотрудникам транспортной полиции не попадались. То ли коронавирусная инфекция «угомонила» зацеперов, то ли их опасные поездки остались незамеченными. Однако Светлана Вереина видит в этом и результат большой профилактической работы, которую проводят ее коллеги-инспекторы.

– Наши «болевые точки» – это Балабаново, Обнинское и Малоярославец, то есть железнодорожные станции, расположенные недалеко от границ с Московской областью. Именно там чаще всего приходится пресекать попытки опасных «покатушек» или снимать зацеперов с поездов, – продолжает собеседница. – И потому рейды сотрудников полиции на транспорте, инспекторов отделения по делам несовершеннолетних проходят там чаще, чем в других населенных пунктах области, имеющих железнодорожное сообщение.

Но иногда взрослые, к сожалению, не успевают достучаться, предупредить, и подростки гибнут. За последние три года у нас в регионе произошло два трагических случая. В Товаркове юноша поскользнулся на железнодорожной цистерне и упал с высоты. Спасти его не удалось. На станции Обнинское погибла девушка, попав под электродугу от токоприемника, стоя на крыше вагона, пытаясь сделать эффектный кадр.

– Зацепинг хоть и экстремальное, смертельно опасное увлечение, но не только юношеское, – отмечает Светлана Вереина. – Девочки, пытаясь понравиться мальчикам, тоже взбираются на вагоны. Еще одна причина – стремление сделать селфи или записать видео, которого никогда не будет у других. Причем кадры моментально выкладываются в интернет.

К слову, Всемирная паутина и социальные сети – еще одно поле деятельности коллег Светланы Вереиной. Там выявляются сайты, группы, видеоролики, пропагандирующие зацеперство, призывающие им заниматься. Только с начала этого года полиция выявила 25 опасных страниц, на сегодняшний день заблокировано 16 из них.

– Но зацепинг молодеет. Если раньше мы сталкивались с ребятами от 14 лет и старше, то теперь фиксируются случаи с детьми 10 – 12 лет, – рассказывает начальник отделения по делам несовершеннолетних Калужского ЛО МВД России на транспорте. – Причем «удовольствие» это не из дешевых. В «снаряжение» зацеперов входят прорезиненные перчатки, специальная нескользящая обувь. Многие где-то приобретают ключи, чтобы открывать вагоны. Плюс экшен-камеры со шлемами тоже денег стоят. А если кто-то думает, что зацеперы – это зайцы, которые таким экстремальным способом экономят на билетах, то это ошибка. Почти у всех ребят, попавшихся на зацепинге, мы видели проездные документы.

Впрочем, в практике Светланы Вереиной были и великовозрастные любители рискнуть. Однажды приходилось увещевать 40-летнего жителя Калуги, работника учреждения культуры, который объяснял: он ездил на крышах или подножках вагонов, чтобы ощутить выброс адреналина.

Останавливать подобных осознанных экстремалов могли бы штрафы, но они, увы, такие, что «эффективны», как слону дробина. На сегодняшний день зацеперство подпадает под часть 1 статьи 11.17 Кодекса об административных правонарушениях – «Посадка (высадка) граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах». Штраф по ней вот уже лет двадцать составляет всего 100 рублей, и, соответственно, никого не пугает. Предпринимавшиеся попытки пересмотреть меру наказания пока остались лишь предложениями.

Правда, с апреля 2017 года вступила в силу новая статья Уголовного кодекса РФ – 267.1 «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств». Она предусматривает наказание достаточно суровое: штраф в размере от 150 000 до 300 000 или даже лишение свободы на срок до двух лет. Вот только все эти суровости грозят за действия, совершенные вне транспортного средства. Например, могут быть привлечены хулиганы, которые забрасывают идущий железнодорожный состав камнями. В ситуации с зацеперами статью 267.1 УК РФ применить очень сложно.

Впрочем, подростков штрафами вряд ли остановишь, считает Светлана Вереина. Нужна комплексная работа с привлечением семьи и образовательных организаций, показательными примерами новых молодежных увлечений в противовес опасному зацепингу, внимание общества к проблеме. Инспекторы по делам несовершеннолетних, встречаясь с подростками, не устают повторять, насколько опасной бывает железная дорога, как часто стремление собрать «лайки» в соцсети может закончиться трагично.

А статистика говорит сама за себя: в течение первого года увлечения зацеперством погибают или травмируются две трети экстремалов. Половина из тех, кто выживает, становятся инвалидами. Так стоит ли пара минут бравады таких жертв?..

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и img.crazys.info, businessman.ru.